Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Что такое формирование в педагогике

Понятие формирования в педагогике

Определение 1

Формирование (в педагогике) – это процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).

Такие категории педагогики как формирование и развитие являются общенаучными. Ученые применяют их с целью объяснения происходящих общественных процессов и их возможных последствий. В рамках педагогики, понятие «формирования» используется не так часто, в основном процесс изменения личности в онтогенезе характеризуется таким процессом как «воспитание». Однако все чаще ученые-педагоги приходят к мнению, что понятие «развитие», «формирование» и «воспитание» совершенно разные и «несут» в себе разную смысловую нагрузку.

Одним из основных, но не единственным фактором, формирования является воспитание. Под сформированностью понимают достижение определенного уровня, некую завершенность или законченность.

Замечание 1

Таким образом, «формирование» является еще не достаточно установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что она уже довольно широко используется в педагогике.

Смысл формирования, в разные временные отрезки воспринимается и понимается по-разному. Порой его смысл чрезмерно сужается, а порой расширяется до безграничных пределов.

Педагогическая литература прежних лет, трактует «формирование» как неуправляемое и случайное воздействие на личность ребенка. В настоящее время это понимание отвергается, а «формирование» понимается как процесс сознательного управления развитием личности ребенка или ее отдельных стороны, свойств, качеств, и доведение их до определенного совершенства.

Педагогическая практика понимает формирование как использование конкретных методов, средств, способов и приемов воздействия на личность ребенка, с целью создания у него определенной ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления. Формирование направлено на «оформление» личности человека в целостную и устойчивую систему.

«Что такое формирование в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Таким образом, формирование предполагает овладение человеком собственным поведением и успешное вхождение в социум, с его требованиями и нормами.

Процесс формирования личности человека предполагает изменение в психических процессах, имеющих процессуальный характер. Способ успешного течения психических процессов предусматривает их последовательное развитие. Именно формирование способно связать между собой эти два явления и оказать на них необходимо воздействие. То есть, формирования является основным способом существования психического процесса и его движения по пути развития.

В педагогике «формирование» используется в двух направлениях, как результат развития ребенка и как организованная деятельность педагога и детей, направленная на их воспитание и обучение.

Нередко «формирование» понимают как «воспитание». Однако данные понятия следует разграничивать. Каждый ребенок рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он их получает. Достижения ребенка на определенном возрастном этапе и есть уровень его сформированности. Именно так поэтапно происходит формирование знаний, умений, навыков, памяти, мышления, мировоззрения и т.д. Однако следует понимать, что не все в ребенке развивается под воздействием формирования. Оно является только лишь одним из направлений и средств развития личности.

Движущие силы формирования

Формирование представляет собой содержательное обогащение личности человека, которое сопровождается его оформлением, проявляющемся внешними изменениями. По своей природе формирование не имеет «финальности», на протяжении всей жизнедеятельности осуществляется процесс формирования личности, то есть оно непрерывно и бесконечно.

Выделяют отдельные этапы формирования:

  1. Первичное формирование – происходит на этапе от рождения до взрослости.
  2. Дальнейшее формирование – осуществляется совершенствование личности или деградация, ухудшение или распад личности.

Одним из актуальных вопросов формирования в педагогике, является вопрос о движущих силах данного процесса. Движущие силы процесса формирования имеют внешние и внутренние источники.

Определение 2

Внутренние движущие силы – это собственное стремление ребенка к познанию мира, получению знаний, приобретению умений и навыков.

Внешние движущие силы – это воздействие на личность ребенка ос стороны педагогов, родителей, сверстников, окружающего социума и т.д.

В современной педагогике процесс формирования личности является одним из наиболее актуальных и важных вопросов. Связано это с тем, что формирование личности – это самая серьезная и ответственная проблема в индивидуальном плане, предусматривающая самореализацию личности, достижение личного успеха и благополучия, реализации своих сил и возможностей.

Результаты формирования

Формирование личности в педагогике предполагает достижение конкретных результатов, а именно:

  1. Образовательные результаты – понимание окружающей действительности; происходящих в обществе и различных областях (экономике, политике, образовании и т.д.) изменений и преобразований; расширение собственного кругозора; осведомленности из разных областей знаний; создание оптимальных условий для самовоспитания, самообразования и саморазвития и т.д.
  2. Воспитательные результаты – сформированность политических и моральных убеждений; отношения к Родине, своему народы, истории, традициям, государственным и общественным институтам, труду, религии, социальным группам; активизация мотивов общепризнанных норм поведения, привычек, взглядов; отношение к досуговой деятельности, хобби, традициям; отношение к совершению тех или иных поступков, их моральное принятие или отторжение и т.д.
  3. Обучающие результаты – обогащение знаниями из различных областей жизнедеятельности; владение навыками поведения, профессиональными и бытовыми навыками, а также навыками различных видов практической деятельности и т.д.
  4. Развивающие результаты – успешная социализация в современном обществе; адекватность и соответствие своих интересов и наклонностей общепризнанным нормам; овладение необходимыми физическими качествами; развитость интеллекта, культуры, нравственности, деловых и профессиональных способностей и т.д.
Дата последнего обновления статьи: 30.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot