Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цели воспитания в разные исторические периоды развития общества

Определение 1

Цель воспитания – это итоги воспитательного процесса, которых требуется достигнуть при его реализации.

Цель воспитания отражает то, на что направлен этот процесс. К примеру, воспитание может быть нацелено на формирование личности, наделенной какими-то качествами, на ее социальное становление, на гуманистическое развитие.

Процесс воспитания имеет длительное историческое развитие. Его цели менялись на каждом этапе общественного строя.

Цели воспитания первобытнообщинного строя

В первобытнообщинном строе начинает постепенно формироваться организованная система воспитания.

В этот период, воспитание имело свои особенности организации, обусловленные устройством общества. Поскольку, человек жил в природной среде, то процесс воспитания был обусловлен необходимостью приспособления к ее условиям. Если ты не соблюдаешь определенные правила, отклоняешься от каких-то действий, то выживание тебе не светит. А это значит, что цели воспитания этого периода полностью соответствовали его методам и средствам, а итоги воспитания отвечали его целевому назначению.

Воспитание в первобытном обществе было нацелено на:

  1. Приобретение жизненного опыта.
  2. Приобретение навыков трудовой деятельности.
  3. Воспитание трудолюбия.
  4. Приобретение бытовых умений и навыков.

Процесс воспитания реализовывался на основе подражания. По сути, дети выполняли те же действия, что и взрослые. В этот период начинают складываться традиционные формы воспитания, когда мальчиков обучали охоте и собирательству, земледелию и скотоводству. Им привали такие качества, которые способствовали бы обеспечению семьи, ее защите и выживанию. Девочки осваивали ведение домашнего хозяйства, уход за детьми.

Процесс воспитания первобытного общества строился, основываясь на природных потребностях человека к получению новых знаний и навыков, формированию коллектива и построению в нем оптимальной системы взаимодействия.

Ребенок с раннего детства приучался к коллективу и его правилам. Он сталкивался с ограничениями, которые были обязательными и отвечали нормам и укладу коллектива. Так, ребенок приобщался к соблюдению норм социального поведения и усвоению навыков, которые были жизненно важными и необходимыми для выживания.

«Цели воспитания в разные исторические периоды развития общества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Система воспитания в античном мире

Первые теоретические основы воспитания были заложены в Древнем Риме и Древней Греции.

Эпоха античности ставила новые цели воспитания. Они состояли в формировании идеального человека, наделенного, определенными нравственными ориентирами деятельности, физическими качествами и интеллектуальными способностями.

В разных городах античного мира складывались свои модели воспитания, имеющие определенные цели и задачи.

Так, целью воспитания в Спарте было создание воина, наделенного определенными физическими качествами: силой, выносливостью, стойкостью. Кроме того, спартанцы должны были стать рабовладельцами, а значит учились управлению рабами и их содержанию с раннего детства. Дети воспитывались очень строго. Ограничения затрагивали все сферы жизнедеятельности. Будущие воины должны были быть неприхотливыми в еде, терпеть любую нужду, уметь преодолевать трудности, терпеть неудачи, сражаться из последних сил. Воспитание спартанцев реализовывалось в специальных учреждениях, в которые помещались мальчики с семи лет. В 18 лет мальчики проходили военное обучение. Что касается девочек, то, как ни странно, в их воспитании особое внимание уделялось физическому развитию. Девочки сидели дома, учились заниматься домашним хозяйством и управлять рабами.

Целью воспитания в Афинах было формирование идеального человека. Таким человеком афиняне видели всесторонне развитого индивида, наделенного умственными способностями, физическими качествами, нравственными установками. Особое внимание, уделялось физическому развитию детей, особенно мальчиков. Также, детям читали литературу, обучали игре на музыкальных инструментах, счету, грамоте. Девочки воспитывались в семье и учились ведению домашнего хозяйства.

Целью воспитания Древнего Рима было формирование всесторонне развитой и гармоничной личности. Воспитание в Риме имело свои особенности, состоящие в том, что в каждой семье оно реализовывалось, исходя из ее статуса и социального положения. Так, знатные семьи обучали своих детей на дому, им преподавалась грамота, математика, философия, языки, литература. Мальчики обучались мужским занятиям, а девочки рукоделию и ведению домашнего хозяйства. В крестьянских семьях, обучением детей занимались, как правило, родители. Они передавали им свой опыт и знания, учили их земледелию. Никакие науки дети не изучали.

Цели средневекового воспитания

Воспитание в эпоху Средневековья имело свои особенности:

  1. Принятие Христианства и его влияние.
  2. Постепенный уход от прогрессивных форм и целей воспитания.
  3. Непринятие античной культуры, философии.
  4. Ориентация воспитания на устранение первородного греха в ребенке.

Целью воспитания во времена Средневековья было развитие покорного, во всем послушного, смиренного гражданина.

Воспитание реализовывалось в религиозном духе, с освоением религиозной нравственности. Дети учили закон Божий, молитвы, обучались чтению и письму на латинице.

Воспитание в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения заложила основы гуманистического подхода к воспитанию. Оно было нацелено на формирование разносторонне развитой личности, обладающей творческой и познавательной активностью, жизненной энергией.

В эпоху Возрождения личность ребенка становится главной фигурой в воспитательном процессе. Наблюдается уход от жестких воспитательных мер Средневековья и развивается внимательное отношение к каждому ребенку, его потребностям и особенностям.

По сути, воспитание на дальнейших этапах исторического развития общества, опиралось на гуманистические идеи. Оно было ориентировано на формирование в человеке гуманистических начал и нравственных принципов. Развитию личности уделялось особое внимание. Считалось, что воспитание всесторонне развитого индивида, наделенного физическими качествами, нравственными принципами, эстетическими установками, следующего моральным принципам социального поведения способствует прогрессу общества.

Дата последнего обновления статьи: 22.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot