Понятие и сущность гражданского воспитания
Гражданское воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на формирование качеств, необходимых для полноценного члена общества, а также развитие политической и правовой культуры, патриотизма, толерантности и т.п.
Гражданское воспитание направлено на формирование и развитие личности, которая обладает всеми качествами гражданина и патриота своей Родины.
Функции гражданского воспитания подразделяются на воспитательные, образовательные и развивающие.
Образовательная функция гражданского воспитания направлена на формирование и развитие общечеловеческих и общегражданских ценностных ориентаций, вооружение детей необходимыми элементарными знаниями и представлениями о политике и патриотизме. В процессе осуществления данной функции у детей развиваются организаторские способности, ведение политического и культурного диалога, умение четко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательная функция гражданского воспитания направлена на включение воспитанников и учащихся, по мере их возможностей и сил, в общественно-гражданскую деятельность. Это необходимо для того, чтобы при осуществлении общественно-гражданской деятельности у детей происходило формирование таких чувств как патриотизм, интернационализм и высоких морально-политических качеств. К морально-политическим качествам относятся: порядочность, сознательность, дисциплинированность, критичность и способность отвечать за свои поступки и ошибки.
Развивающая функция гражданского воспитания. Данная функция вытекает из воспитательной и образовательной функций и заключается в формировании у воспитанников способности политического мышления, умения аргументировано отстаивать свою позицию, осмысленно её выбирать, а также самостоятельно разбираться в потоке современной политической информации, давать ей собственную оценку.
Реализация функций гражданского воспитания осуществляется комплексно в рамках педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей и потребностей детей.
На сегодняшний день окружающая ребенка среда, перенасыщенная различной информацией, в том числе и политической. Дети живут и действуют в данной среде, они не могут быть полностью изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология каждого ребенка формируется под воздействием окружающих его взрослых (в первую очередь родителей). Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.
Основные цели и задачи гражданского воспитания
Главной целью гражданского воспитания является воспитание полноценного гражданина современного общества и государства.
Под гражданином понимается человек, обладающий определенными знаниями и умениями, сформированной системой собственных демократических ценностей и готовностью принимать участие в общественно-политической жизни общества и государства.
Помимо этого, выделяют ряд следующих целей гражданского воспитания детей:
- повышение чувства ответственности за собственные действия и поступки;
- формирование устойчивой жизненной и гражданской позиции;
- формирование патриотизма;
- успешная социализация каждого ребенка в современном обществе.
Задачи гражданского воспитания состоят в следующем:
- Воспитания отрицательного отношения и порицание антиобщественного поведения.
- Формирование патриотических чувств по отношению к своему народу, истории, традициям и Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.
- Воспитание экологической культуры, направленной на сохранение окружающего мира, родной природы, природных памятников культуры и т.д.
- Воспитание активной гражданской позиции, выраженной в желании принимать участие в жизни общества и государства, через осуществление самоуправления.
- Формирование глубоких и устойчивых представлений об окружающем мира, социуме, государстве и их взаимосвязи друг с другом.
- Обучение навыкам демократического управления государством и осуществления народного контроля за происходящими в стране событиями.
- Формирование рациональных взаимоотношений между воспитанником и окружающим миром.
- Формирование собственной точки зрения на происходящее вокруг (слова и поступки окружающих, их поведение, на события, происходящие в стране и т.д.).
- Воспитание и развитие лидерских качеств, ответственности за свои слова, обещания, исполнение порученных дел и т.д. Умение компетентно и грамотно управлять коллективом.
- Воспитывать стремление совершенствовать свои гражданские знания и компетенции.
- Создание оптимальных условий для формирования правового самосознания и культуры.
- Оказывать содействие в развитии качеств, навыков, мотиваций и моделей поведения, необходимых для реализации и отстаивания собственной позиции.
Решение задач гражданского воспитания осуществляется в рамках воспитательно-образовательного процесса, с упором на общечеловеческие и нравственные ценности. К таким ценностям относят:
- земля – является общим домом для всего человечества;
- Отчество – уникальное понятие, которое включает в себя Родину, историю предков, традиции, культуру и т.д.;
- семья – структурная единица общества, первое общество каждого ребенка;
- труд – основа бытия и успешности существования человека;
- знания – информация, накопленная предками и переданная педагогами, является мощным развитием личности ребенка;
- культура – материальное и духовное богатство, которое накоплено веками в рамках существования человеческой цивилизации;
- мир – главное условие беспроблемного и спокойного существования народов на Земле;
- человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы.