Экологическое воспитание – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Понятие и сущность экологического воспитания в ДОУ
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ – это организованный педагогом процесс, направленный на формирование у ребенка положительного окружающей среде и бережного отношения к ней.
Значение экологического воспитания в ДОУ:
- выработка ответственного отношения к сохранению природы;
- воспитание чувства прекрасного, умение находить и видеть его в природе;
- формирование понимания взаимосвязи всего живого на планете;
- формирование негативного отношения к агрессивному и разрушительному воздействию на природу;
- направление детской активности в нужно русло, расширение кругозора детей.
Формы занятий по экологическому воспитанию в ДОУ:
- занятия – наблюдения: за растениями, животными, природными явлениями и т.д.;
- занятия, направленные на классификацию имеющихся у детей представлений и знаний о природе;
- занятия по формированию навыков ухода за животными и растениями;
- занятия, направленные на расширение экологического словаря, умения составлять рассказы о природе, ее явлениях;
- занятия – исследования;
- занятия, направленные на ознакомление с трудом в природе;
- комплексные занятия, включающие в себя одновременно несколько форм и видов занятий.
Приемы, обеспечивающие эффективность экологического воспитания в ДОУ:
- совместно с детьми решение проблемных экологических ситуаций;
- осуществление элементарного экспериментирования;
- организация работы с моделями;
- экологические игры;
- наблюдение (за явлениями природы, животными, птицами и т.д.);
- организация участия детей в уходе за растениями и животными из живого уголка;
- выполнение письменных заданий (в рабочих тетрадях и т.д.).
Методы экологического воспитания:
- различные игры экологической направленности (дидактические, предметные, настольно-печатные, подвижные, творческие и т.д.);
- словесные методы (чтение художественных произведений, рассказы воспитателя, беседы и т.д.).
Экологическое воспитание в ДОУ имеет ряд особенностей, которые обусловлены в первую очередь возрастом детей. Для детей дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Именно поэтому педагогу необходимо так выстроить воспитательно-образовательный процесс, чтобы основные сведения и информацию дети усваивали наглядным методом. Исходя из этого, основной упор при организации процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста необходимо делать на наблюдения, экспериментирование и продуктивную деятельность в природе.
Экологическое воспитание в ДОУ – это часть важная часть воспитательно-образовательного процесса, направленная на развитие у детей речи, мышления, эмоциональной сферы, оказывающей влияние на нравственное воспитание и общее становление личности ребенка.
В процессе экологического воспитания в ДОУ дети овладевают необходимыми нормами экологического поведения, учатся грамотному и безопасному поведению в природе, знакомится с причинами экологических проблем, выявляют пути устранения этих причин и сохранении окружающей природы.
Таким образом, экологическое воспитания в ДОУ – это формирование и развитие у детей экологической культуры и становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-деятельного отношения к окружающей природе.
Цель и задачи экологического воспитания в ДОУ
Цель экологического воспитания детей в ДОУ – формирование у ребенка экологической культуры и фундаментальных компонентов личности, необходимых для полноценного и всестороннего развития.
К задачам экологического воспитания детей в ДОУ относятся:
- Организация эффективной воспитательно-образовательной модели, необходимой для формирования у ребенка экологической культуры.
- Создание в педагогическом и детском коллективах атмосферы значимости решения существующих экологических проблем.
- Создание в ДОУ условий, способных обеспечить эффективное экологическое воспитание детей.
- Обязательное систематическое повышение квалификации педагогического персонала ДОУ, в том числе и овладение новыми методами и технологиями экологического воспитания детей.
- Осуществление работы с родителями по вопросам экологического воспитания детей.
- Осуществление экологического воспитания детей в различных видах деятельности.
- Периодическое проведение диагностических методик, направленных на выявление уровня экологической культуры, осуществление корректировки воспитательно-образовательного процесса.
Большое значение в решении задач экологического воспитания является личность воспитателя, так как именно он выступает решающим фактором воспитательного процесса.
На результативность экологического воспитания в ДОУ оказывают большое влияние следующие аспекты личности воспитателя:
- понимание экологических проблем, причин их возникновения и значимости решения;
- педагогическое и профессиональное мастерство воспитателя (владение различными методиками и технологиями экологического воспитания);
- общая ориентация воспитателя в существующих моделях воспитания, для создания эффективной атмосферы пребывания детей в рамках ДОУ.
- Любовь и заботливое отношение к окружающей ребенка природе закладывается не только посредством перечисленных методов и средств, но и путем собственного примера со стороны взрослых (воспитателя и родителей). Личный пример оказывает большое влияние на ребенка и процесс его экологического воспитания.
Решение задач экологического воспитания в рамках ДОУ необходимо осуществлять в комплексе, так как только в этом случае можно достичь основной цели экологического воспитания в ДОУ.