Сущность воспитания
Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.
Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.
Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.
Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.
Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.
Цели воспитания
Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.
На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.
Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.
Выделяют следующие цели воспитания:
- Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
- Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
- Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
- Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
- Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.
Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.
Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.
Задачи воспитания
Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.
Общие задачи воспитания:
- усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
- формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
- развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
- развитие познавательного интереса;
- развитие потребности к постоянному самообразованию.
Конкретные задачи зависят от вида воспитания.
Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.
Задачи физического воспитания:
- укрепление и сохранение физического здоровья;
- правильное физическое развитие;
- формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
- развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
- формирование и развитие навыков гигиены; развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.
Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.
Задачи трудового воспитания:
- формирование трудовых навыков, умений и действий;
- формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
- развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.
Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.
Задачи нравственного воспитания:
- формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
- формирование и развитие нравственных компетенций.
Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,
Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:
- формирование эстетических знаний;
- воспитание эстетической культуры;
- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
- развитие эстетических чувств;
- приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
- формирование эстетического идеала;
- формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.