История образования лицея
Царскосельский лицей – это образовательное учреждение, ориентированное на воспитание и обучение детей представителей высшего привилегированного сословия.
Данное учебное заведение получило такое название, потому, что местом его нахождения было Царское село. Лицей был открыт в 1811 году и просуществовал до 1843 года.
В начале XIX века в период правления Александра I началось реформирование многих сфер жизни общества. Образование не стало исключением.
Идея открытия Царского лицея зародилась у императора тогда, когда возникла необходимость обучения его братьев Николая и Михаила. Обучение должно было подготовить одного из них к наследованию императорского престола. Было принято решение о создании привилегированного учреждения, в котором будут обучаться представители императорской семьи и иных знатных фамилий. Однако, обучение представителей императорской семьи в Лицее так и не произошло.
Учебное заведение было создано в царском дворце и стало императорским закрытым учебным заведением, в котором получали высшее профессиональное образование только знатные особы и то, по рекомендации влиятельных лиц.
К принципам функционирования Царскосельского лицея относятся следующие:
- Полное государственное финансирование.
- Ориентация обучения юношей на последующую государственную службу. Учебное заведение стало, своего рода, школой подготовки чиновников.
- Целевым назначением работы Лицея стало формирование широчайших знаний, развитие умения мыслить и стать ответственным и трудолюбивым гражданином страны, стремящимся к исполнению своего долга перед государством.
- Мотивацией юношей к обучению была любовь к своей стране, ее народу и завоевание славы.
- Шестилетнее обучение, разделенное на два этапа: первые три года обучение по программам старшей школы и последние три года обучение по программам обучения на университетских факультетах.
- Изучению религии, соблюдению религиозных канонов не отводилось должного внимания в Лицее.
- Соблюдение строгих правил этикета. Все, в том числе и юноши друг к другу, обращались на «Вы», торжественные мероприятия проходили в стенах Лицея с соблюдением всех норм и правил императорского этикета.
- Отсутствие телесных наказаний за провинности.
- Встречи с родственниками устраивались в определенные дни, и на каникулы детей не отпускали домой.
Рисунок 1. Царскосельский лицей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация обучения в Царскосельском лицее
В Лицее проходило обучение знатного дворянства. Юноши принимались в возрасте 10-12 лет и оставались в стенах учреждения на шесть лет. Обучение предполагало наличие не более пятидесяти учащихся одновременно.
Обучение было ориентировано на развитие интеллекта юношей и формирование навыков самостоятельного мышления. Поэтому, использовались разнообразные методы и приемы активизации мыслительной работы учащихся.
Образовательная программа включала в себя следующие направления:
- История российского государства.
- Нравственное воспитание.
- Развитие патриотизма.
- Изучение гуманитарных наук.
- Изучение биографий великих людей.
- Изучение французского, немецкого иностранных языков и латыни.
- Русский язык.
- Литература: русская и иностранная.
- Дисциплины, ориентированные на эстетическое развитие: пение, рисование, танцы, чистописание.
- Спортивные направления деятельности: фехтование, верховая езда, плаванье.
Процесс обучения занимал, практически весь день. Начиная с семи утра, учащиеся занимались, чередуя умственную деятельность с прогулками и приемами пищи. Занятия завершались в шестом часу вечера совершением вечерней гимнастики.
Успехи учащихся оценивались на основании составления на них характеристик каждым педагогом. Характеристика нужна была и для того, чтобы сориентировать педагога в направлениях учебно-воспитательной работы с каждым учащимся, исходя из его склонностей, способностей и потребностей.
Для проживания юношей, в Лицее отводилась отдельная комната каждому. Свободного времени у учащихся, практически не было. А если и удавалось его выкроить, то юношам внушалось, что его необходимо использовать с пользой. Поэтому, много времени отводилось на чтение, устраивались собрания, на которых юноши обсуждали какую-то тему: прочитанную книгу, новость, политическую проблему и т.д., вели дискуссии.
Судьба Лицея и его преемственность в современном обществе
Царскосельский Лицей не просуществовал долго. В 1843 году Лицей был переведен Николаем I в Санкт-Петербург и переименован в Императорский Александровский Лицей. Традиции и особенности организации обучения в Лицее сохранялись до окончательного закрытия Лицея - 1917 года.
Одним из учащихся, причем, одним из первых учащихся, Царскосельского Лицея был А.С. Пушкин. Память о нем до сих пор выражается в виде бюста поэта, установленного в саду Лицея.
В конце мая 1918 года Лицей был окончательно закрыт и на его месте открыт Пролетарский техникум.
В современном обществе существует большое количество лицеев. Особенно они были популярны в СССР. Конечно, обучение в них не может характеризоваться теми же показателями, что и обучение в Царскосельском Лицее. Вообще, особенность и значимость лицейского образования до сих пор, так и не установлена.
Лицей, в современном обществе, представляет собой разновидность образовательной организации, реализующей деятельность по следующим ориентирам:
- Создание социокультурного пространства для решения важных социальных проблем отдельного города, региона и всего государства.
- Обучение с сохранением ментальности российского народа, его культурных традиций, самобытности.
- Взаиморазвитие педагога и учащегося в процессе творческой деятельности.
- Опора и укрепление общечеловеческих ценностей в система социального взаимодействия.
Обучение в лицеях сегодня отражает связь эпох и преемственность в традициях гуманистического образования и современных демократических тенденций развития образовательной системы.
Обучение в лицее не подчиняется стандартам образования, не имеет, присущих другим учебным организациям, оценок качества его деятельности. Обучение в лицее является отдельным направлением, своеобразным путем личностного и профессионального роста учащихся.