Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Базовая культура личности

Культура личности – это совокупность характеристик личности, позволяющих ей жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурами, а также плодотворно развиваться в условиях современного общества с учетом собственной индивидуальности.

Определение 1

Базовая культура личности – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных качеств и представлений, без которых невозможно осуществление полноценной социализации и общего развития.

Основные компоненты базовой культуры личности

Базовая культура личности представляет собой достижение личностью определенной гармонии, которая дает ей необходимую социальную устойчивость и позволят полноценно развиваться природным дарованиям личности посредством эффективного включения в общественную деятельность, жизнь и труд, а также создают нужный психологический комфорт.

Главными компонентами базовой культуры личности являются:

  • Ценностный (аксиологический) компонент – включает в себя процесс овладения фундаментальными жизненными ценностями, представленными знаниями, качествами и отношениями.
  • Технологический компонент – направлен на раскрытие степени практической готовности ребенка к решению разнообразных жизненных ситуаций и задач, а также готовность включения в различные виды деятельности, общения и взаимодействия.
  • Личностно-творческий компонент – направлен на обеспечение творческой самореализации, последовательности решения сущностных сил личности, ее дарований, потенциала и способностей.

Приоритетные направления, входящие в основу содержания базовой культуры личности, представлены:

  • Мировоззренческой культурой
  • Культурой межнационального общения
  • Правовой культурой
  • Нравственной культурой
  • Экологической культурой
  • Культурой жизненного самоопределения
  • Экономической культурой
  • Физической и эстетической культурой
  • Культурой семейных взаимоотношений

Процесс формирования базовой культуры личности по всем указанным направлениям, создает необходимую основу для гармоничного и целостного развития. При этом результативность формирования базовой культуры личности, представляет собой оптимальное наличие качеств, ценностных ориентаций и свойств, которые обеспечат гармонию общественной и личной культуры.

«Базовая культура личности» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Ориентиры воспитания базовой культуры личности

Современная система воспитания ориентирована на все направления развития базовой культуры личности. Разностороннее воспитание необходимо для того, чтобы максимально раскрыть и реализовать личностный потенциал каждого воспитанника, обеспечить их необходимым запасом интегральных знаний и жизненной энергией. Успешность всестороннего воспитания определяется исходными физическими возможностями, врожденными задатками и способностями, которые и определяют активности ребенка в той или иной области.

Современная педагогическая наука понимает человека как существо универсальное, подчеркивая исключительный феномен каждой личности, который проявляется в виде отдельных характеристик и личностного потенциала человека. Именно поэтому процесс воспитания необходимо направлять не только на развитие физического, нравственного, познавательного, творческого и коммуникативного потенциала личности ребенка, но и на оказание ему квалифицированной помощи в самоопределении в жизни, на основании учета индивидуальных возможностей и интересов.

Воспитание не имеет возможности «внедрить» в сознание и поведение каждого воспитанника требуемый смысл жизни. Это связано с тем, что смысл жизни может быть приобретен только развивающейся и взрослеющей личностью, на основании собственных усилий в поисках гармонии между собой и окружающим миром. Воспитание же помогает организовать, осознать, оценить и пережить данные усилия.

Основные ориентиры в воспитании базовой культуры личности выступают:

  • Ценностное созидание – направлено на реализацию творческой и продуктивной деятельности, формируется посредством: ознакомления воспитанников со значимостью в жизни человека труда; получение и преобразование собственного практического и жизненного опыта; ознакомление с природными веществами и материальным миром.
  • Ценностное переживание – реализуется в восприятии и последующем переживании природной красоты, произведений искусства, различных видов деятельности человека.
  • Ценностное общение – реализуется в человеческих взаимоотношения, посредством проявления таких чувств как доброта, дружба, любовь, сочувствие и т.д.
  • Ценностное преодоление - представляет собой разнообразные жизненные ситуации и отношение воспитанника к ним. Данные ценности во многом связаны с усилиями человека в поисках смысла собственной жизни, определением границ ответственности за свои поступки, действия и поведение.

Направления воспитания базовой культуры личности

Основными направлениями в воспитании базовой культуры личности выступают:

  • Организация разнообразной активной деятельности детей, продуктивного общения и взаимодействия ребенка с окружающими взрослыми людьми и сверстниками.
  • Создание среды, насыщенной примерами и образцами достойного поведения, организация благоприятной микросреды (ближайшего социального окружения), в рамках которого живет и взаимодействует ребенок.
  • Обеспечение каждого воспитанника возможностью выражать свои эмоции по отношению к определенным предметам, явлениям, действиям и поступкам людей – открыто.
  • Создание и моделирование различных ситуаций, направленных на возникновения у воспитанников стремление поиска смысла жизни и получение определенного жизненного опыта.

На формирование базовой культуры личности ребенка большое влияние оказывают:

  • Непосредственное наблюдение за образцами поведения
  • Личные попытки понять и воспроизвести увиденное, в собственной деятельности и общении
  • Систематическое использование полученных практическим путем образцов поведения и общения
  • Преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности
Дата последнего обновления статьи: 12.09.2025