Культура личности – это совокупность характеристик личности, позволяющих ей жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурами, а также плодотворно развиваться в условиях современного общества с учетом собственной индивидуальности.
Базовая культура личности – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных качеств и представлений, без которых невозможно осуществление полноценной социализации и общего развития.
Основные компоненты базовой культуры личности
Базовая культура личности представляет собой достижение личностью определенной гармонии, которая дает ей необходимую социальную устойчивость и позволят полноценно развиваться природным дарованиям личности посредством эффективного включения в общественную деятельность, жизнь и труд, а также создают нужный психологический комфорт.
Главными компонентами базовой культуры личности являются:
- Ценностный (аксиологический) компонент – включает в себя процесс овладения фундаментальными жизненными ценностями, представленными знаниями, качествами и отношениями.
- Технологический компонент – направлен на раскрытие степени практической готовности ребенка к решению разнообразных жизненных ситуаций и задач, а также готовность включения в различные виды деятельности, общения и взаимодействия.
- Личностно-творческий компонент – направлен на обеспечение творческой самореализации, последовательности решения сущностных сил личности, ее дарований, потенциала и способностей.
Приоритетные направления, входящие в основу содержания базовой культуры личности, представлены:
- Мировоззренческой культурой
- Культурой межнационального общения
- Правовой культурой
- Нравственной культурой
- Экологической культурой
- Культурой жизненного самоопределения
- Экономической культурой
- Физической и эстетической культурой
- Культурой семейных взаимоотношений
Процесс формирования базовой культуры личности по всем указанным направлениям, создает необходимую основу для гармоничного и целостного развития. При этом результативность формирования базовой культуры личности, представляет собой оптимальное наличие качеств, ценностных ориентаций и свойств, которые обеспечат гармонию общественной и личной культуры.
Ориентиры воспитания базовой культуры личности
Современная система воспитания ориентирована на все направления развития базовой культуры личности. Разностороннее воспитание необходимо для того, чтобы максимально раскрыть и реализовать личностный потенциал каждого воспитанника, обеспечить их необходимым запасом интегральных знаний и жизненной энергией. Успешность всестороннего воспитания определяется исходными физическими возможностями, врожденными задатками и способностями, которые и определяют активности ребенка в той или иной области.
Современная педагогическая наука понимает человека как существо универсальное, подчеркивая исключительный феномен каждой личности, который проявляется в виде отдельных характеристик и личностного потенциала человека. Именно поэтому процесс воспитания необходимо направлять не только на развитие физического, нравственного, познавательного, творческого и коммуникативного потенциала личности ребенка, но и на оказание ему квалифицированной помощи в самоопределении в жизни, на основании учета индивидуальных возможностей и интересов.
Воспитание не имеет возможности «внедрить» в сознание и поведение каждого воспитанника требуемый смысл жизни. Это связано с тем, что смысл жизни может быть приобретен только развивающейся и взрослеющей личностью, на основании собственных усилий в поисках гармонии между собой и окружающим миром. Воспитание же помогает организовать, осознать, оценить и пережить данные усилия.
Основные ориентиры в воспитании базовой культуры личности выступают:
- Ценностное созидание – направлено на реализацию творческой и продуктивной деятельности, формируется посредством: ознакомления воспитанников со значимостью в жизни человека труда; получение и преобразование собственного практического и жизненного опыта; ознакомление с природными веществами и материальным миром.
- Ценностное переживание – реализуется в восприятии и последующем переживании природной красоты, произведений искусства, различных видов деятельности человека.
- Ценностное общение – реализуется в человеческих взаимоотношения, посредством проявления таких чувств как доброта, дружба, любовь, сочувствие и т.д.
- Ценностное преодоление - представляет собой разнообразные жизненные ситуации и отношение воспитанника к ним. Данные ценности во многом связаны с усилиями человека в поисках смысла собственной жизни, определением границ ответственности за свои поступки, действия и поведение.
Направления воспитания базовой культуры личности
Основными направлениями в воспитании базовой культуры личности выступают:
- Организация разнообразной активной деятельности детей, продуктивного общения и взаимодействия ребенка с окружающими взрослыми людьми и сверстниками.
- Создание среды, насыщенной примерами и образцами достойного поведения, организация благоприятной микросреды (ближайшего социального окружения), в рамках которого живет и взаимодействует ребенок.
- Обеспечение каждого воспитанника возможностью выражать свои эмоции по отношению к определенным предметам, явлениям, действиям и поступкам людей – открыто.
- Создание и моделирование различных ситуаций, направленных на возникновения у воспитанников стремление поиска смысла жизни и получение определенного жизненного опыта.
На формирование базовой культуры личности ребенка большое влияние оказывают:
- Непосредственное наблюдение за образцами поведения
- Личные попытки понять и воспроизвести увиденное, в собственной деятельности и общении
- Систематическое использование полученных практическим путем образцов поведения и общения
- Преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности