Аттестация педагогических кадров – это оценка квалификации и профессионализма педагогов разных уровней образовательной деятельности, ориентированная на диагностирование их соответствия занимаемой должности и повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
Аттестация педагогов системы среднего профессионального образования имеет свои особенности. Они обусловлены особенностями работы педагогов данной сферы и спецификой организации обучения данного направления.
Целевое назначение аттестации педагогических кадров в колледже
Проведение аттестации педагогов системы среднего профессионального образования ориентировано на достижение следующих ключевых целей:
- Регулярное развитие и совершенствование профессиональных навыков педагогов системы профессионального образования;
- Соблюдение требований ФГОС к условиям реализации образовательных программ на уровне среднего профессионального обучения и к кадровым требованиям;
- Соблюдение равновесия между качеством профессиональной работы педагога и уровнем его заработной платы;
- Создание условий в системе профессионального образования для полноценного, гармоничного развития специалистов рабочих специальностей;
- Определение уровня развития педагогов системы профессионального образования и их потенциальных возможностей;
- Развитие потенциала педагогов для решения задач среднего профессионального образования;
- Перевод качества профессионального образования на новый уровень.
Аттестация связана с оценкой работы педагога в течение определенного временного периода. Она предполагает рассмотрение портфолио педагога, оценку уровня подготовки специалистов, обучение которых осуществлялось педагогом, проведение опроса или выполнение педагогом заданий, позволяющих оценить уровень его знаний и навыков профессиональной деятельности.
Виды аттестации педагогов среднего профессионального образования
Аттестация в системе профессионального образования бывает двух видов:
- Обязательная аттестация. Она является подтверждением того, что педагог соответствует своей должности, выполняет качественно свои профессиональные обязанности.
- Добровольная аттестация. Она направлена на определение степени квалификации педагога среднего профессионального образования.
Обязательная аттестация проводится раз в пять лет. Она направлена на оценивание трудовой деятельности, профессиональной работы педагога. В ходе аттестации педагогу может быть присвоена определенная квалификация. Педагог самостоятельно выражает желание о ее присвоении.
Следует отметить, что аттестация проводится в отношении каждой должности, занимаемой педагогом. К примеру, педагог колледжа может реализовывать обучение по разным дисциплинам, занимать должность куратора группы и осуществлять работу по внеурочным направлениям. Каждая должность подлежит аттестации. Это необходимо для оценивания соответствия педагога каждой занимаемой должности.
Проведение обязательной аттестации требует предоставления педагогом следующих документов:
- Документ удостоверяющий личность;
- Документ об образовании;
- Документы о предыдущих аттестациях и присужденных квалификациях;
- Документы о прохождении переподготовки, повышения уровня квалификации;
- Портфолио педагога и иные документы, отражающие достижения в профессиональной сфере, деловые и педагогические навыки;
- Характеристика руководства учебного заведения.
Аттестация проводится в течение двух месяцев.
Добровольная аттестация является следствием самостоятельного выбора и желания педагога, а, потому, не имеет временных рамок для подачи заявления, представления документации и времени реализации.
Блоки аттестации педагогических кадров среднего профессионального образования
В настоящее время утверждены новые правила и формы аттестации педагогов, работающих в системе среднего профессионального образования.
Аттестация педагогов предполагает оценку квалификации по следующим блокам:
- Письменная оценка знаний. Она предполагает проведение письменного экзамена по конкретной дисциплине. Знания проверяются, посредством выполнения письменных заданий, дачи ответов на вопросы, касаемо преподаваемой им дисциплины. Также, производится оценивание работ учащихся. К примеру, это может быть поиск ошибок, совершенных студентами. Здесь же, реализуется составление плана проведения учебного занятия и вариантов его продуктивной реализации. Работа по данному блоку выполняется в течение двух часов.
- Проведение анализа профессиональной деятельности педагога. Оно реализуется посредством проверки контрольных, проверочных работ студентов, поурочных планов и тематических разработок педагога.
- Задания, представленные в форме педагогического кейса. Это инновационная технология, активно используемая в системе высшего и среднего профессионального образования. в оценке работы педагогов она, также, применяется. Кейс является сложной педагогической ситуацией, которая может возникнуть в ходе работы педагога, в учебно-воспитательном процессе колледжа. Педагогу необходимо применять свои профессиональные знания, а также творческие навыки профессиональной деятельности для ее решения.
Оценка по данным блокам не завершает процесс аттестации. К рассмотрению так же берутся профессиональные достижения педагога, реализованные им проекты, условия реализации профессиональной деятельности педагога, креативные подходы, применяемые в учебном процессе колледжа.
Этапы прохождения аттестации педагогом
Реализация аттестации педагога, его квалификации и профессиональной деятельности проходит в течение следующих этапов оценки его профессиональной деятельности:
- Подача педагогом заявления на прохождение аттестации. В нем отражается квалификация педагога и характеристика его профессиональной деятельности, на основании представленных документальных данных. В течение 30 дней со дня подачи происходит рассмотрение заявления и формирование аттестационной комиссии. В ее состав включаются квалифицированные работники системы профессиональной аттестации и представители учебного заведения (профсоюза колледжа). Назначается день заседания комиссии.
- Проведение заседания аттестационной комиссии. Проводится устная и письменная проверка знаний педагога и оценка его работы по индивидуальным проектам, программам, направлениям деятельности.
- Принятие решения об установлении квалификации, исходя из уровня оценки педагога, его соответствия определенным критериям. На основании итогов происходит составление протокола, данные которого заносятся в трудовую книжку педагога.
Рисунок 1. Сроки и этапы обязательной аттестации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ