Понятие и сущность педагогического наблюдения
Наблюдение в педагогике – это организованное и целенаправленное фиксируемое восприятие участников педагогического процесса или его определенной стороны.
Выделяют следующие этапы педагогического наблюдения:
- Постановка цели наблюдения.
- Формулировка задач, поэтапное решение которых приведет к достижению поставленной цели.
- Определение времени проведения педагогического наблюдения (длительности процесса).
- Выбор объекта, предмета и ситуация педагогического наблюдения.
- Выбор наиболее оптимального метода наблюдения, который будет оказывать наименьшее влияние на объект исследования и при этом обеспечит наилучший результат по сбору необходимых данных.
- Определение и выбор вариант определения исследуемого явления или действия.
- Сбор, обработка и интерпретация полученных в ходе наблюдения данных, представление их в виде наглядности (таблица, график, диаграмма и т.д.).
Методы педагогического наблюдения, подразделяются в зависимости от разновидности организуемого наблюдения:
В зависимости от уровня формализованности:
- контролируемые;
- неконтролируемые.
В зависимости от места проведения:
- естественные;
- лабораторные;
В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемой ситуации:
- включенные;
- не включенные.
В зависимости от условий организации процесса наблюдения:
- открытые;
- закрытые.
В зависимости от регулярности проведения:
- систематические;
- случайные.
В том случае, если организуется контролируемое педагогическое наблюдение, то прежде чем его проводить исследователь определяет ситуации, в рамках которых оно будет проводиться, а также устанавливает средства и методы фиксации полученных фактов. Данный тип наблюдения используется в основном в исследованиях экспериментального и описательного характера, когда исследователь уже знаком с субъектами педагогического процесса, рассматриваемыми явлениями и его основной задачей является дать им описательные характеристики.
Неконтролируемое педагогическое наблюдение проводится в естественных условиях, когда перед педагогом стоит задача предварительно ознакомиться с проблемой исследования (учащимися, педагогическим процессом и т.д.). В данном типе наблюдения нет поэтапного плана действий исследователя. Перед началом работы им выделяют только лишь общие черты исследования.
Виды педагогического наблюдения
Выделяют следующие виды педагогического наблюдения:
- Открытое педагогическое наблюдение – участники наблюдения знают, что о проводимом исследовании. Исследователь находится среди учащихся, например, присутствует во время урока, учебного занятия, индивидуальной работы и т.д.
- Скрытое педагогическое наблюдение – участники исследования не знают о проводимом наблюдении. Данный вид наблюдения позволяет исследователю определить особенности поведения учащихся, отдельных групп и микрогрупп, увлечения детей, особенности их взаимоотношений друг с другом, а также определение места каждого испытуемого в исследуемом коллективе.
- Включенное педагогическое наблюдение – исследователь принимает непосредственное участие в происходящих вокруг событиях. При этом исследователь может не выделяться среди участников исследования, то есть изучать, интересующие его элементы, скрыто. Либо исследователь принимает участие включено и испытуемые знают о том, что он проводит исследование.
- Невключенное педагогическое наблюдение – наблюдать не принимает участие в событиях и ситуации, которые он наблюдает. При этом участники могут знать о проводимом исследовании, а могут и не знать. Наблюдение осуществляется исследователем со стороны.
- Естественное наблюдение – осуществляется в естественных условиях жизнедеятельности испытуемых. Исследователь не ставит никаких дополнительных условий, не дает указаний, не определяет рамки и т.д. Педагог наблюдает за поведением испытуемых в естественных и обыденных условиях.
- Лабораторное педагогическое наблюдение – исследователем создаются искусственные условия, имеющие определенные рамки и правила, которые участники должны соблюдать. Во время взаимодействия участников между собой в данных условиях исследователь осуществляет наблюдение и фиксацию необходимых данных.
- Систематическое педагогическое наблюдение – проводится исследователем систематически, с определенной периодичностью. В основном такие наблюдения проводятся по заранее разработанному плану, который устанавливает конкретную роль для наблюдателя в рамках происходящих событий.
- Случайное наблюдение – осуществляется не запланировано, без заранее составленного плана или программы, однако при этом наблюдение представляет собой богатый источник необходимой информации.
Требования к педагогическому наблюдению
К проведению педагогического наблюдения предъявляется ряд требований:
- Максимальное сохранение естественного проявления личностных качеств испытуемого.
- Объективная фиксация и анализ полученной информации и данных.
- Целенаправленность процесса наблюдения.
Педагогическое наблюдение, как метод исследования, имеет ряд достоинств и недостатков.
Основным достоинством педагогического наблюдения, перед иными методами исследования является то, что оно:
- позволяет наблюдать за изменениями в исследуемом объекте в динамике;
- позволяет фиксировать педагогические события и явления непосредственно в момент их протекания;
- позволяет оценивать отдаленные последствия воспитания и обучения;
- предоставляет фактические сведения о происходящих событиях и явлениях.
Отрицательные стороны педагогического наблюдения:
- присутствие субъективности при осуществлении анализа и оценки информации со стороны исследователя;
- недоступность ряда сторон деятельности участников исследования;
- малый охват выборки испытуемых;
- пассивная позиция исследователя.