Значение создания предметно-развивающей среды в ДОО
В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО вопрос создания предметно-развивающей среды является одним из наиболее актуальных и обсуждаемых. Задача воспитателя не просто организовать предметно-развивающую среду, а сделать ее интересной и познавательной для воспитанников, способной обеспечить полноценное и всестороннее развитие каждого ребенка с учетом его возрастных, психологических и физиологических возможностей и потребностей.
Предметно-развивающая среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО, способствует развитию детей и формированию у них активной жизненной позиции.
Цель создания предметно-развивающей среды группы – обеспечение воспитанников возможностью реализовать свои способности и творческие задатки, удовлетворить потребности в игре и развитии, достичь необходимых результатов в освоение общеобразовательной программы.
Педагогически верно созданная предметно-развивающая среда направлена на развитие у детей любознательности, социальной культуры, навыков коммуникации и эффективного взаимодействия с окружающими, познавательного интереса, эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности.
Задачи создания предметно-развивающей среды:
- Создание среды с учетом особенностей и потребностей каждого воспитанника.
- Разработка дизайна с учетом возрастной группы и цели создания среды.
- Обеспечение полноценного общения и взаимодействия между воспитанниками в рамках среды, удовлетворение их потребностей в двигательной активности.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе
Создание предметно-развивающей среды в группе ДОО осуществляется по следующему алгоритму:
- Постановка цели и задач создания среды, на основании предварительно осуществленного анализа общеобразовательной программы ДОО и учетом возрастных особенностей воспитанников.
- Осуществление анализа и оценки предметно-развивающей среды группы, с целью определения дефицитных областей.
- Изучение интересов, предпочтений, склонностей и особенностей воспитанников группы.
- Составление перечня необходимого оборудования и материалов, для наполнения групповой среды, исходя из материальных возможностей ДОО.
- Составление план-схемы, с выделением зон, размещением материалов, средств и оборудования, опираясь на принцип зонирования пространства среды. Учет организации создания необходимых игровых центров.
- Размещение крупного оборудования и мебели в соответствии с план-схемой, наполнение среды игровыми материалами.
- Продумывание последовательности внесения изменений в предметно-развивающую среду, в течение учебного года, с учетом динамики развития воспитанников и общеобразовательной программы. Составление списка средств и материалов, которые необходимо приобрести для последующего изменения и обновления среды.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды группы является обязательным для всех групп, вне зависимости от возраста воспитанников. Отличие заключается только лишь в наполнении и содержании среды.
Для детей младшей группы необходимо большую часть пространства организовать для игры и удовлетворения детей в двигательной активности. В средней группе игровая зона так же остается одной из самых больших, но при этом необходимо выделять зоны, в которых дети могут удовлетворить свои потребности в сюжетно-ролевых и театральных играх, конструировании, познании и т.д. Старшая и подготовительная к школе группы – ориентированы на создание зон по подготовке воспитанников к школьному обучению (изучение букв, счета и т.д. при помощи плакатов и таблиц, возможность играть в школу и т.д.), а так же удовлетворение потребности в исследовательской и поисковой деятельности, чтении и дидактических играх.
Правильно организованная предметно-развивающая среда направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника, формирование компетентностного отношения к миру и самому себе, удовлетворению возрастных потребностей, овладение навыкам успешной коммуникации и эффективному взаимодействию с окружающими. Всё это является основными задачами дошкольного обучения.
Оценка предметно-развивающей среды
Целенаправленно созданная предметно-развивающая среда имеет большое значение в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда группы должна вызвать у ребенка только положительные эмоции и чувство радости. Эти чувства переносятся не только на нахождение в данной среде, но и в целом на желании ребенка посещать детский сад. В том случае, если среда оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, то он с радостью посещает детский сад, обогащается новыми впечатлениями, принимает активное участие в организуемых воспитателем занятиях, что способствует его полноценному и всестороннему развитию, формированию активной жизненной позиции.
Любая предметно-развивающая среда должна развиваться и совершенствоваться вместе с воспитанниками группы, только в этом случае она будет действительно развивающей и стимулирующей активность ребенка.
Трансформация и совершенствование предметно-развивающей среды осуществляется посредством внедрения в нее новых развивающих игрушек и игр, создания актуальных и востребованных зон. То есть она должна полностью удовлетворять возрастные потребности ребенка, «подталкивать» его на развитие и самосовершенствование.
Помимо этого, среда должна способствовать установлению между детьми дружеских взаимоотношений, сплочению детского коллектива, снижению конфликтных ситуаций и т.д. Дети должны стремиться к продуктивному общению, коллективным играм и коллективному решению разнообразных познавательных задач и проблемных обучающих ситуаций. Все это не только развивает воспитанников, но и помогает выработать у них навыки успешной социализации в современном обществе.
Таким образом, оценка созданной предметно-развивающей среды во многом зависит от успехов воспитанников.