Симптоматика и причины агрессивного поведения
Агрессивное поведение – это поведение, отклоняющееся от норм, установленных в обществе и, приводящее к нанесению разнородного ущерба другим гражданам, порче имущества и нанесению психологических травм.
Агрессивное поведение проявляется у детей разных возрастных групп. Оно может быть, как осознанным, так и защитной реакцией организма на внешние раздражители. Как правило, агрессивное поведение зарождается в неосознанной форме: оно является итогом проявления негативной реакции на какие-то процессы и явления, отражением эмоционального дисбаланса организма, выражением эмоций – гнев, раздражение, противостояние. Его появление осуществляется в период становления личности – в дошкольном возрасте. Постепенно, агрессивное поведение приобретает осознанный характер, т.е. ребенок рассматривает его последствия, выделяет какие-то положительные итоги для себя и стремится его повторить для достижения конкретной цели. Так, агрессивное поведение становится привычкой, которая активизируется тогда, когда дошкольник желает непременно что-то получить, удовлетворить свои потребности в полной мере. Если данное поведение не корректировать, то привычка станет устойчивой и перерастет в свойство характера, становясь постоянным спутником жизни.
Рисунок 1. Агрессивное поведение детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Агрессивное поведение имеет разные причины развития и подвержено воздействию большого количества факторов.
Рисунок 2. Механизм развития агрессивности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оно является следствием неразвитости многих психических процессов, заниженной самооценки дошкольников, а также проявлением депрессивных состояний, обусловленных социальной адаптацией и ее проблемами.
Причинами агрессии дошкольников являются:
- Освоение коммуникативной функции речи в младшем дошкольном возрасте. В этот период, ребенок стремится выразить протест, оказать взрослому или сверстнику противостояние в словесной форме. Агрессия, редко, приобретает физический характер, но такое проявление тоже вероятно. В общении, дошкольники не способны к принятию чужой точки зрения, противоположных интересов и потребностей. Это активизирует недопонимание, обиду, непринятие, что приводит к ругательствам ребенка, его словесному противостоянию другим, угрозам обидчикам.
- Подавленная форма агрессии в среднем дошкольном возрасте. В этот период ребенок уже владеет навыками самоконтроля и может скрывать проявление своего эмоционального состояния. Он желает не показывать свою обиду, страх, непринятие чего-то, но мериться с этим они, также, не желают. Поэтому, агрессия приобретает скрытую форму. Мальчикам, как правило, свойственно проявление физической агрессии, когда они ставят подножки, дергают обидчиков за волосы, стремятся каким-нибудь образом причинить физическую боль. Девочки редко проявляют физическую агрессию. Они используют игнорирование, придумывание неприятных фактов про обидчиков, насмешки, подколки, прозвища.
- Развитие потребности в самоутверждении. В старшем дошкольном возрасте, ребенок желает показать себя и свое место в мире, в социальной среде. Он стремится быть нужным и полезным. Если это не принимается обществом, или же, не находится способов для проявления себя, то у ребенка вырабатывается агрессия по отношению к социальной среде.
Диагностика агрессивного поведения
Поскольку, агрессивное поведение проявляется в разных формах и является следствием разных причин, то его коррекция начинается с диагностики данного поведения, определения причин его развития. Диагностика реализуется психологами или педагогами-психологами. Она начинается с выслуживания жалобы от родителей ребенка, педагогов ДОУ и иных контактных лиц, которые обратили внимание на проявление агрессии. По данным жалобам составляется примерная картина агрессивного поведения, и выбираются методы дальнейшей диагностики, ориентированные на более детальное и глубокое исследование агрессии, ее причин и следствий. К основным методам диагностирования агрессивного поведения относятся:
- Анкетирование. Метод позволяет получить ответы на вопросы, касающиеся особенностей развития дошкольников, условий его проживания, социального статуса семьи и т.д.
- Наблюдение. Оно позволяет сформировать схему агрессивного поведения дошкольника и динамику его развития.
- Тестирование в рисуночной форме. Ребенку предлагается что-то нарисовать. По тому, как нарисован рисунок, определяются симптомы и причины агрессии.
- Интерпретационные тесты. Такие тесты позволяют выявить скрытые переживания ребенка, определить его эмоциональный дисбаланс.
Направления коррекционной работы с агрессивными дошкольниками
Коррекция агрессивного поведения реализуется по следующим направлениям:
- Освоение способов выражения гнева в конструктивной форме. Для этого, ребенку объясняется его текущее эмоциональное состояние, оказывается помощь, сочувствие, выражается понимание эмоций, испытываемых ребенком, и показываются способы выражения гнева в разрешенной форме. Например, это может быть крик, рычание, кидание подушек или мягких игрушек, биение груши (при наличии). Также, используются приемы рисования: гнев рисуется ребенком в том виде, в котором он его представляет , а затем, рисунок разрывается. Используются игровые приемы выражения гнева. Затем, когда гнев выражен конструктивным образом, требуется обсудить данную ситуацию вместе с дошкольником и проанализировать ее.
- Обучение навыкам самоконтроля. Дошкольник должен научиться контролировать свое эмоциональное состояние и его проявление. Используются игровые приемы, сказкотерапия, методики расслабления: правильное дыхание, переключение внимания.
- Тренировка навыков построения коммуникативного взаимодействия в разных конфликтных ситуациях. Для этого используются сюжетные игры, отражающие разного рода конфликты.
- Воспитание таких свойств личности, как эмпатия, доверие к людям, уважение. Данные свойства являются внутренними регуляторами поведения дошкольника.
Рекомендации по реагированию взрослых на агрессию дошкольников
Чтобы агрессивное поведение было проще скорректировать, а его развитие было неинтенсивным, требуется соблюдение взрослыми ряда правил поведения и реагирования на агрессию дошкольника. к ним относятся:
- Проявление терпения;
- Предоставление возможности самостоятельного разрешения конфликтной ситуации;
- Объяснение неправильности поведения, причин его неправильности и негативных последствий его развития;
- Переключение внимания;
- Спокойствие и неагрессивная реакция;
- Недлительный временной период лишений, используемых в качестве меры наказания;
- Похвала за хорошее поведение;
- Обращение всего агрессивного действия и наказания в шуточную форму.