Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
Воспитание – это целенаправленный процесс по передаче подрастающему поколению накопленных знаний и жизненного опыта.
Афины – это демократическая республика, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э.
Особенности обучения и воспитания в Афинах
Идеалом афинского воспитания является совокупность добродетелей человека, которая выражается в формировании всесторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектом и культурой тела. Однако право стремиться к идеалу имели лишь свободные и имущие граждане Афин.
Суть образовательного процесса заключалась в постоянном соревновании. Так, дети, подростки и юноши постоянно состязались и соревновались в гимнастике, музыке, танцах, риторке и т.д. Все это помогало им самоутверждаться и оттачивать наилучшие свои качества.
Воспитание в Афинах начиналось с самого рождения. До 7 лет дети воспитывались в семье. В состоятельных семьях родители нанимали специального раба, которого принято было называть педагог (поводырь). В семьях, где не было средств на раба, воспитанием занимались родители и взрослые члены семьи.
По достижению 7-ми лет, мальчики получали возможность получать образование в общественных и частных учебных заведениях.
Афинские школы были небольшими, на одного учителя приходилось по 20-50 учеников. Размещались школы чаще всего прямо на улицах города, реже в доме учителя.
Во время учебных занятий, учитель сидел на высоком стуле, дети размещались вокруг него на низеньких табуретках. Писали на коленках. С одним учителем могли одновременно заниматься дети разных возрастов. Например, пока одни ученики отвечали на вопросы учителя, другие выполняли письменное задание, третьи могли в это время и вовсе быть на обеде.
Каникул в школах не было, а выходными днями считались семейные и городские праздники.
За свою работу учителя получали относительно немного, по меркам Афин – это был заработок среднего уровня. Также стоит отметить, что социальный статус учителя, особенно начальных классов, был крайне низким.
Типы учебных заведений
В Афинах существовало несколько типов учебных заведений:
- Мусические школы – в них обучались дети в возрасте от 7-ми до 16-ти лет. В основе образовательной программы было заложено изучение музыки и литературы, с элементами научных знаний. Образовательный процесс основывался на речи учителя, так как книг и учебников было крайне мало. Дети слушали учителя и запоминали все, что он им говорит. Содержание учебного материала опиралось в основном на поэмы Гомера, которые считались достоверным источником знаний.
- Гимнастические школы – были организованы при палестрах, в них могли обучаться дети в возрасте от 12-ти до 16-ти лет. Чаще всего дети по достижению 12-ти лет посещали одновременно и мусическую, и гимнастическую школы.
- Палестры – были ориентированы на развитие культуры тела. Основными учебными занятиями были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска, фехтование. Также изучали военное дело. Все это было необходимо для подготовки будущих воинов – защитников Афин.
- Гимнасии – принимали юношей 16-ти – 18-ти лет, которые окончили мусические и гимнастические школы. В V-IV вв. до н. э. гимнасий в Афинах было три: Ликей, Киносарг и Академия.
- В основе обучении в гимнасии было укрепление и развитие тела юноши. Так же акцент делался и на оттачивание его умственных способностей. Привлекательность обучения в гимнасии состояла в том, что там помимо учителей зачастую выступали известные политики и философы, например, Сократ очень часто любил встречать со слушателями в Ликеи.
- Философские школы – школы, основанные философами, которые «продвигали» таким образом, свои идеи в народ. Данные школы ориентировались на развитие у учеников таких качеств как красноречие и логика, например, Школа Пифагора, школа софистов и т.д.
- Эфебии – общественные учреждения, которые принимали на обучение учеников в возрасте 18-ти – 20-ти лет. Данные учреждения являлись государственными. Преподавали: верховую езду, стрельба из лука, метание дротика и т.д. Эфебы отличались от иных учеников тем, что они имели особую форму одежды – широкополая шляпа и черный плащ, называемый хламидой.
Воспитание девушек, вплоть до замужества было предусмотрено и допустимо только в кругу семьи. Их обучали элементарным навыкам письма, чтения и азам музыкальной подготовки.
Особенности образования и воспитания в эллинскую эпоху
В эллинскую эпоху (III - I вв. до н. э.) в сфере воспитания и образования в Афинах произошли важные перемены:
- В мусической школе был сокращен курс обучения до 5-ти лет, гимнастическое образование было потеснено.
- Появление новой ступени школьного образования – грамматическая школа, в которой дети учились правильно читать, писать, говорить, им давали представления о музыке.
- Гимнасии переходят на государственное обеспечение, физическому воспитанию стало меньше уделяться внимания, увеличился объем теоретического образования, элементы которого дети осваивали на предыдущих ступенях обучения.
- В эфебиях значительно был снижен военный характер обучения, были введены теоретические занятия по более углубленной программе, чем в гимнасии. Срок обучения сократился до одного года.
- Философские школы приобрели большую популярность и практически превратились в высшие учебные заведения. Помимо предметов философской направленности, в них преподавались такие предметы как математика, естествознание, история, теория музыки.
- Появились новые центры просвещения, в которых с особым внимание относились к высшему образованию. В них, согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, истории, естествознания, медицины и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.