Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Адаптивное физическое воспитание школьников

Понятие и цели адаптивного физического воспитания

Определение 1

Адаптивное физическое воспитание (образование) – это физвоспитание, направленное на восстановление и сохранение здоровья детей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на их интеграцию их в социальную среду.

У детей, имеющих отклонения в физическом или психическом здоровье благодаря адаптивной физкультуре (далее АФК) формируются:

  • осознанное отношение к собственным силам по сравнению со среднестатистическим здоровым человеком;
  • способности преодолевать не только физические, но и психологические барьеры, которые препятствуют полноценной жизни;
  • способность преодолевать необходимые для полноценного функционирования физических нагрузок внутри общества;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, а также вести здоровый образ жизни;
  • осознанная необходимость собственного личного вклада в жизнь общества;
  • стремление улучшить собственные личностные качества;
  • стремление повысить умственную и физическую работоспособность.

Основные функции учителя адаптивной физической культуры:

  1. Организационная. В ее рамках педагог организует:

    • уроки АФК;
    • физкультминутки или физкультпаузы, а также семинары по их проведению с учителями-предметниками и учителями начальных классов;
    • подвижные игры на динамических переменах;
    • проведение спортивных часов в группах продленного дня;
    • спортивно-физкультурные праздники школы;
    • прогулки и туристские подходы.
  2. Образовательная - предполагает содействие в формировании у учеников знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. То есть, в процессе занятий дети должны быть информированы о том, какую роль играет систематическое выполнение физических упражнений в человеческой жизни, какие бывают виды упражнений, какова техника их правильного выполнения и многое другое.

  3. Развивающая - заключается в том, что вместе с совершенствованием физических способностей детей, занимающихся тем или иным видом АФК, нужно осуществлять и развитие их интеллектуальных способностей, способствующих быстроте и точности ориентации в получении информации.
  4. Воспитательная - предполагает воспитание у детей личностных качеств. К таким личностным качествам относят чувство коллективизма, трудолюбие, смелость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность и пр. Их воспитанию помогает само содержание занятий по АФК, а также мастерство педагога по АФК, подразумевающее: владение методами убеждения, умение пользоваться воспитательной силой личного примера, владение методом практического приучения, которым обеспечивается выработка ряда конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими людьми.
«Адаптивное физическое воспитание школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Принципы работы с детьми с нарушениями в развитии

К основным педагогическим принципам работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, относят:

  • единство коррекции и диагностики;
  • дифференциация, предполагающая объединение детей в относительно однородные группы, а также индивидуализация, то есть учет особенностей, характерных для одного человека;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • адекватность педагогического воздействия, то есть решения коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных задач, подбора средств, методов и методических приемов;
  • оптимальность педагогического воздействия – расчет разумно сбалансированной величины психофизической нагрузки;
  • вариативность – разнообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования и эмоциональных состояний;
  • приоритетная роль микросоциума заключается в единстве коррекционной работы, проводимой с детьми и их окружением, в первую очередь, с родителями.

Формы организации занятий адаптивной физкультурой с детьми

Адаптивное физическое воспитание представляет максимально организованный тип адаптивной физической культуры.

Формы организации занятий физическими упражнениями крайне разнообразны, они могут проводиться систематически (уроки физкультуры, утренняя гимнастика) или эпизодически (загородные прогулки, катание на санках). Помимо того, они делятся на индивидуальные и массовые, соревновательные и игровые.

Одни формы занятий могут быть организованы и проведены специалистами по АФК, другие – общественными организациями, третьи – родителями, студентами или волонтерами. Цель любой формы организации – расширить двигательную активность детей, приобщать их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развивать собственную активность, формировать здоровые образ жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Адаптивное физическое воспитание осуществляется в процессе урочных, внеурочных, внешкольных занятий.

В режиме дня они могут быть представлены как:

  • утренняя гимнастика, проводимая до уроков;
  • организованные игры на переменах;
  • спортивные часы, после окончания уроков.

Внеклассные занятия – это оздоровительные занятия в школе, в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и в других формах.

Адаптивный спорт представлен двумя направлениями: оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Оздоровительный спорт реализуется в стенах школы в качестве внеклассных занятий в секциях по избранному виду спорта (настольному теннису, гимнастике, аэробике, танцам, легкой атлетике и пр.). Спорт высших достижений реализуется в системе Параолимпийского движения.

Физическая реабилитация в рамках образовательных учреждений может быть реализована в двух формах:

  • уроки ЛФК, проводимые в школе;
  • занятия ЛФК, проводимые в лечебных учреждениях.
Дата последнего обновления статьи: 02.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot