Под адаптацией понимают приспособление организма к условиям окружающей среды. Термин адаптация используется как в биологии, так и в психологии. Адаптация динамичный процесс, она может привести как к положительным итогам, так и к отрицательным.
Успешная адаптация имеет два главных признака:
- эмоциональная удовлетворенность
- внешняя адекватность поведения
Фазы адаптации ребенка к условиям ДОО
Приобщение ребенка к условиям ДОО должно быть плавным. Процесс адаптации предполагает три основные фазы:
- острая фаза (период дезадаптации)
- подострая фаза (собственно адаптация)
- фаза компенсации
В острую фазу (или иначе в период дезадаптации) происходят различные изменения со стороны соматического и психического состояния. Все это может проявляться снижением иммунитета, респираторными заболеваниями, снижением массы тела, нарушением сна, ухудшением аппетита, ухудшению речевых навыков. В среднем данный период занимает около одного месяца.
В подострый период у ребенка наблюдается адекватное поведение. В этот период происходит уменьшение колебаний, они имеют место быть только в по отдельным параметрам психического развития. Продолжительность этого этапа обычно составляет три-пять месяцев.
Фаза компенсации иначе называется периодом адаптированности. На этом этапе развитие набирает свой темп, в связи с чем к концу года дети компенсируют ту задержку, которая имела место быть в начальном периоде. Поведение ребенка становится спокойным, он легче справляется с поставленными задачами.
Степени тяжести острой фазы адаптации
Следует отметить что острая фаза адаптации может иметь три степени тяжести:
- легкую
- среднюю
- тяжелую
При легкой степени тяжести примерно к 20-ому дню посещения ребенком ДОО происходит нормализация сна, аппетита. Ребенок входит во взаимодействие с другими детьми и с воспитателями. Болезни протекают в легкой степени, не более десяти дней, без осложнений. Масса тела остается без изменений.
При средней степени тяжести поведение ребенка налаживается примерно к 30-ому дню посещения ДОО. У ребенка происходит замедление нервно-психического развития, особенно сильно это отражается на речевой активности. За этот период ребёнок может заболеть до двух раз, заболевание длится в среднем не более 10 дней и проходит без осложнений. Масса тела остается без изменений.
При тяжелой степени адаптации все проявления острой фазы протекают особенно остро. Для этой степени характерно длительное течении, от двух до шести месяцев.
Воспитатели прилагают максимальные усилия к тому, чтобы дети легко могли справится с адаптацией в условиях ДОО. Необходимо что бы в ДОО присутствовала определённая система организации, при которой ребенку удастся безболезненно привыкнуть к новым условиям, которая сформирует положительное отношение в ДОО, поможет развить навыки общения.
На длительность адаптационного периода может повлиять ряд факторов:
- особенности нервной системы ребенка
- возраст ребёнка
- наличие или же отсутствие тренировки нервной системы
- состояние здоровья
- контраст между домашней обстановкой и обстановкой в ДОО
- разница в методах воспитания
Важную роль в процессе адаптации к условиям ДОО играет воспитатель. В его задачу входит сформировать положительное отношение ребёнка ко всем процессам происходящим в ДОО, развивать умения и навыки детей, формировать у них потребность в коммуникации.
Особенности поведения детей в адаптационный период
Достаточно сложно предположить, каким образом поведет себя ребенок в период адаптации в ДОО. По характеру поведения ребенка в ДОО всех детей условно можно поделить на три основные группы.
Дети, относящиеся к первой группе, достаточно отрицательно выражают свое отношение к новым условиям: они могут громко кричать, плакать, падать на пол. На какое-то время ребенок может успокоиться, лишь для того что бы затем начать все с новой силой. Такие дети привыкают к новым условиям на протяжении 20-30 дней.
Вторая группа достаточно немногочисленна, дети этой группы могут замыкаться, быть напряжёнными и настороженными в новых условиях. Дети стараются сдержать слезы, чаще всего они смотрят в одну точку, не играют с игрушками, не едят. Они молчат, не проявляют желания общаться ни с детьми, ни с воспитателями. Видя родителей, эти дети оживают, могут плакать при встрече с родителями. Адаптационный период у таких детей обычно протекает два-три месяца и является достаточно сложным.
Адаптация, как уже было отмечено выше, зависит от нервно-психических предрасположенностей ребенка. Если ребёнок застенчив и замкнут, то ему сложнее дается период адаптации, такие дети чаще болеют.
К третьей группе относятся коммуникабельные и общительные дети. При первом посещении ДОО ребенок не стесняется, свободно находит контакт как с воспитателями, так и со сверстниками. Все его стремление направлено на то что бы показать себя как личность. Они много рассказывают о себе, о своей семье, об игрушках, где он был и что видел. Ему нравится показывать всем, что он умеет делать, например, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, от взрослого такой ребенок ждет похвалы и поощрения. Подобное поведение к сожалению, не долговременно, обычно она заканчивается на третий четвёртый день посещения ДОО. После у него пропадает желание посещать детское учреждение и его поведение становится таким же, как и у детей первой группы.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что длительность и тяжесть адаптационного периода у разных детей разная, и зависеть она будет от индивидуальных особенностей ребенка. Одни дети более активные и коммуникабельные, другие более медлительные и менее общительные. Все особенности детей отражаются в их взаимодействии с окружающей средой, взрослыми, сверстниками. Детям, которые стесняются и часто болеют, желательно в середине недели устраивать выходной, в то же время не рекомендуется делать больших перерывов в посещении.
Следует так же отметить, что желательно на период адаптации в ДОО оградить ребенка от других эмоциональных нагрузок.