Внешняя среда организации
Внешняя среда – это совокупность внешних факторов, которые влияют на финансово-хозяйственную и производственную деятельность компании.
Влияние факторов внешней среды на предприятие стали изучать только в середине прошлого века. В этот период передовые страны встали на путь постиндустриализации. Фирмы в теории организации рассматриваются с двух сторон: как закрытые и как открытые системы. Закрытые структуры предположительно не зависят от внешней среды, открытые же системы сообщаются с внешней средой, поэтому подвергаются влиянию внешних факторов.
Конкурентная борьба между товарными производителями, необходимость наращивать объемы реализации в любом случае ведут к тому, что системы становятся открытыми. Предпринимательская деятельность подвергается влиянию факторов прямому или косвенному.
Факторами прямого воздействия считаются:
- Потребители.
- Поставщики.
- Конкуренты.
- Государство.
- Профсоюзы.
Потребители являются основным фактором влияния. Они определяют тип и качество продукции, а также стоимость ее продажи. Поставщики материальных ресурсов предоставляют не только сырье, но и трудовые ресурсы. То как они работают, влияет на качество функционирования предприятия. Конкуренты создают среду, в которой определяющим фактором становится целесообразность стратегии компании.
Государство влияет на работу предприятия тем, что формирует нормативно-правовую базу, налоговую политику. Профсоюзы в зависимости от полномочий могут также оказывать определенное влияние на работу компании.
Косвенные факторы внешней среды
Помимо прямых факторов влияния есть косвенные факторы. В некоторых случаях их воздействие может быть более сильным, чем воздействие прямых факторов. Среди косвенных факторов выделяют:
- Состояние национального хозяйства.
- Уровень научно-технического прогресса.
- Политический курс.
- Социальные явления.
- События в мире
Национальная экономика воздействует на предприятие через инфляцию, формирование платежеспособного спроса, политику банков, курс валют, особенности фискальной политики и другое. Научно-технический прогресс отражает уровень развития инноваций, готовность страны принимать технологические достижения и внедрять их в производственный сектор.
Внутренняя и внешняя политика государства определяют то, каким образом предприятия будут функционировать в условиях национального хозяйства. Политическая стабильность является основным фактором нормального функционирования экономики. Социальные факторы выражаются в том, что государство выстраивает политику таким образом, чтобы защитить наиболее уязвимые слои населения.
Международные события тоже влияют на национальный бизнес, так как они оказывают воздействие на национальную экономику, которая в свою очередь повлияет на внутренние процессы.
Факторы внешней среды связаны между собой. Изменение в законодательстве ведет к тому, что изменяется уровень конкуренции, может улучшиться или наоборот ухудшиться политическая обстановка. Предприятие может получить или потерять доступ к дешевому сырью. Внешняя среда постоянно изменяется. Скорость ее изменения называется подвижностью среды.
Фирма зависит от того количества информации, которое к ней поступает. Данные влияют на то, как предприятие справляется с неопределенностью внешней среды.
Глобализация и интеграция тоже влияют на работу бизнеса. Глобализация ведет к унификации процессов, а также дает возможность компаниям выйти на международный уровень. Экономическая интеграция способствует развитию национальных хозяйств, ведет к хозяйственному слиянию и усилению позиций бизнеса.
Теоретические взгляды на внешнюю среду организации
Котлер классифицировал факторы внешней среды, поделив их на принадлежащие к микро- и к макросреде. Такое деление позволяет рассматривать ближнее и дальнее окружение компании. Здесь появляется теория обратных связей, которые позволяют адаптировать успех и неудачи компании для достижения определенных результатов.
Этот подход актуален для рынка услуг. То есть разграничение среды позволяет более точечно рассматривать факторы, устанавливать приоритетность их влияния на конечный результат. Внешняя среда при этом остается неоднородной. В ней есть факторы косвенного и прямого влияния. Компании в своей стратегии учитывают все факторы, и прямые, и косвенные, несмотря на то, что они не могут ими управлять. Обычно они учитываются как возможные расходы при различных изменениях.
Учет факторов необходим для того, чтобы снизить будущее негативное влияние или провести профилактику текущих угроз. Средствами защиты выступают собственные резервы, страхование. Накопление финансовых средств позволяет создать запасы для преодоления форс-мажорных обстоятельств и покрытия непредвиденных расходов. Страхования же распределяет нагрузку во времени. Фирма платит страховые взносы, чтобы в случае кризиса воспользоваться возможностями страховых услуг.
Компании могут формировать внешние условия своей деятельности. Это происходит за счет мониторинга и анализа внешних угроз и наличия потенциала для развития. Особое внимание уделяется возможностям исследования внешнего окружения. Внешняя среда оказывает влияния на то, каких успехов может достичь компания, а также на то, с какими неудачами она может столкнуться. Факторами внешней среды долгосрочного характера, способными оказать негативное влияние могут так же стать демографические условия, этап жизненного цикла компании или производимого блага, возможность проникновения на рынок, распределение доходов, уровень конкуренции.