Менеджер
Менеджер - это специалист, выполняющий функцию управления.
Он занимается управлением процессами, персоналом. Обычно это происходит на конкретном участке предприятия или организации. Владелец предприятия может самостоятельно выполнять обязанности менеджера, либо нанять для этого сторонних лиц. Управление, осуществляемое менеджером, включает в себя:
- Планирование.
- Организацию.
- Контроль.
Если предприятие большое по масштабам, то в нем может быть несколько уровней менеджеров. Выделяют менеджеров младшего, среднего и высшего звена. Менеджеры младшего звена являются управленцами начального уровня. Они находятся в непосредственной близости к сотрудникам. Это могут быть заведующие отделов, магазинов, учреждений.
Менеджеры среднего звена находятся над менеджерами младшего звена. Они связывают вышестоящее руководство с непосредственными исполнителями. Обычно это руководители отделений, подразделений, департаментов. Менеджеры высшего звена, или топ-менеджеры, представляют собой административно-управленческий состав. Обычно это малочисленная группа управляющих, в которой есть генеральный директор, управляющие. Если в компании имеется свой совет директоров, то в состав топ-менеджмента входит председатель совета.
Руководство, управление процессам, а также их администрирование выполняется уполномоченными лицами. Менеджмент используется в разных сферах - на коммерческих предприятиях, в государственных организациях и так далее. Менеджмент является одной из академических дисциплин, которая изучает особенности и принципы управления человеческими ресурсами, процессами для достижения определенных целей. При этом важно, чтобы доступные ресурсы использовались рациональным способом.
Функции и обязанности менеджера
Работа руководителя предоставляет большие возможности. С ее помощью можно развивать личность, достоинство, осваивать новые навыки и получать высокие результаты. Менеджер должен решать сложные задачи в условиях неопределенности и в критических ситуациях.
Долгое время на место управляющих брали людей с авторитарным подходом. Рабочие в большинстве своем были малообразованны и покорны. Однако распространение образования в массах потребовало иного подхода к работе менажеров. Теперь основная задача руководителя заключается в том, чтобы обеспечить нормальные условия для работы и творчества, комфортную психологическую обстановку в коллективе.
Экономика стала более сложной, конкурентной и непредсказуемой. Менеджеру необходимо быть устойчивым, противостоять неопределенности и непредсказуемости среды. Просто ужиться с коллегами не достаточно, важно создать коллектив, который будет слаженно работать на общее благо. Единоличное управление сегодня становится невозможным даже в небольших компаниях. Слишком много информации и операций необходимо отслеживать для нормального функционирования.
Для того чтобы получать хорошие результаты в рамках руководящей работы, менеджеру необходимо:
- Уметь управлять большим коллективом.
- Иметь авторитет, чтобы вести за собой подчиненных.
- Уметь строить отношения со всеми членами коллектива, чтобы достигать результатов.
Кроме того, менеджер является своего рода психологом, воспитателем, наставником. В идеале он должен обладать высоким уровнем культуры, ценностей. Процесс управления требует от менеджера выполнения ряда функций, среди которых организация и планирование деятельности коллектива, распределение заданий, подготовка и чтение отчетов, проведение собраний, повышение квалификации сотрудников.
Портрет преуспевающего российского менеджера
Основная задача менеджера заключается в построении коммуникации между сотрудниками и между менеджерами разных уровней. Он выполняет следующие роли:
- Роль координатора, который связывает несколько групп людей между собой.
- Роль информатора, обеспечивающего движение данных.
- Роль администратора, принимающего решения руководящего характера.
Отношение к работе делит менеджеров на пассивных и активных. Пассивные замыкаются преимущественно на своих подчиненных. Они пытаются контролировать все их действия. Такие менеджеры берутся за задачи, которые позволяют им продвигаться по карьерной лестнице, остальное пропускают мимо или передают другим управляющим. Активный руководитель, напротив, стремится решать проблемы, обладает четкими жизненными установками. Он становится реальным лидером коллектива. Сотрудники рассматривают его как одного из них. Такой менеджер является для них образцом для подражания, воплощением добродетели. Персонал считает, что он может оправдать их ожидания, влияя на других участников коллектива.
Руководитель, который одновременно является лидером коллектива, наиболее подходящий вариант для управления большой командой. Под его руководством можно достичь более высоких результатов. Он поддерживает сплоченность коллектива, вовремя реагирует на любые сбои, нарушения, конфликты и умеет их решать наиболее эффективным способом. Лидер строит свою власть на хорошем знании подчиненных. Он умеет своевременно анализировать ситуацию и выбирать наиболее подходящее решение в заданных условиях. Лидер чувствует и понимает психологические особенности сотрудников, партнеров, других лиц. Он способен проявлять и гибкость, и настойчивость в зависимости от текущих целей.
Важно, чтобы лидер не только выражал интересы коллектива, но и мог свободно отказаться от этой роли. Для сотрудников это означает, что он не покорен их мнению, и при этом прислушивается к нему. Такой подход наиболее эффективен в решении рабочих вопросов.