Развитие организации
Развитие организации - это закономерное развитие предприятия, имеющее направление, следующее определенным законам, которое не зависит от желаний отдельных лиц.
Организация рассматривается как система, которая имеет несколько подсистем. Их необходимо учитывать при планировании развития. Среди них выделяют организационную структуру, технологию, рабочие задания, персонал. Причины, мешающие организации развиваться, могут быть следующими:
- Функционирование, не приносящее результата.
- Изменение среды.
- Изменение формы деятельности или масштаба предприятия.
- Дробление или слияние.
- Изменение производственных процессов.
- Отсутствие перспектив.
Управление развитием организации требует соблюдения жизненного цикла. Каждое предприятие в начале своей работы направляет все силы на то, чтобы выжить. Оно попадает в среду с высокой конкуренцией. Дальше цель организации заключается в том, чтобы занять стабильное положение на рынке и выйти на лидирующие позиции. У развития организации есть свои особенности. Оно предполагает изменение предприятия, системы его управления, далее изменяются средства производства, технологии, а значит и процессы.
Организационное развитие рассматривалось Куртом Левином. В России внимание этому вопросу уделял Аркадий Пригожин. Развитие организации происходит во всех системах, часто стихийно и не системно. В результате изменения становятся механическими, постоянными, что негативным образом влияет на деятельность предприятия.
Предприятие проходит этап становления, роста, зрелости, старения, упадка. Становление требует умения рисковать и при этом не отступать от намеченного пути. Рост осуществляется через выбор миссии организации. Зрелость наступает тогда, когда структура предприятия стабилизируется. Далее наступает этап старения, темпы роста в этот период замедляются. Упадок наступает тогда, когда предприятие перестает выдерживать конкуренцию.
Перспективные направления развития организаций
Требования к организациям изменяются с течением времени. Сегодня наблюдаются следующие тенденции в развитии организаций:
- Развитие интегрированных систем управления.
- Гибкость производства.
- Реинжиниринг.
- Минимизация запасов.
- Уменьшение масштабов предприятия.
Важным направлением стало развитие организационных структур. Существуют разные системы организации, например, дивизиональные, сетевые структуры, формирование внутренних рынков. Руководство может пойти путем развития управления качеством, систем стимулирования персонала, стабилизации состава работников. Персонал может привлекаться к управлению предприятием и процессами на нем. Модификация организационных структур происходит за счет децентрализации операций. Эффективными инструментами могут оказаться поиск новых рынков, работа с персоналом для повышения творческого потенциала.
Сегодня рынок предъявляет новые требования к организации. Управление должно ориентироваться на то, чтобы предвидеть ситуации, интегрировать функции, позволяющие создать новые системы управления.
Ключевыми направлениями развития организаций специалисты называют лидерство и предвидение. Эффективное предвидение включает в себя простоту, ясность целей, наличие возможности их оценки. Организация развивается быстрее, если ее цели ясны и просты, если они стимулируют организацию к достижению более высоких результатов, при этом сами цели являются достижимыми. Каждый работник имеет возможность вносить вклад в реализацию цели компании.
Реинжиниринг
Специалисты уделяют особое внимание реинжинирингу организаций. Появилось новое направление в проектировании бизнес-процессов предприятия этим способом. Смыслом реинжиниринга является переход от функций к бизнес-процессам. Создание горизонтальных связей позволяет уменьшить число уровней иерархии, а также повысить эффективность работы предприятия. Управление направлено на рабочие группы, между которыми поддерживаются горизонтальные связи. Считается, что именно это взаимодействие наиболее важно для достижения предприятием значимых результатов.
Децентрализация управления происходит через формирование таких групп. Группы обычно строго ориентированы на конкретный сегмент потребителей. Работникам создаются специальные условия для самоорганизации, могут применяться командообразующие методы работы.
Реинжиниринг отличается тем, что объединяет несколько работ в одну. Он позволяет исполнителям принимать решения самостоятельно. В результате реинжиниринга границы между подразделениями размываются. Менеджеры разгружаются, так как количество проверок снижается, количество согласований тоже минимизируется.
Внедрение реинжиниринга ведет к тому, что возникает противоречие между процессами и структурой фирмы. Бизнес-процессы лежат в основе управления предприятием. Их координация и выделение сказываются на том, каким образом будут выполняться трудовые задания. Традиционные организации опираются на разделение труда, а вот в новых предприятиях, где приоритет отдается бизнес-процессам, этот принцип стал не рабочим.
Единицей определения обязанностей становится не человек, а группа. Они выполняют совокупность обязанностей. Причем подбор сотрудников осуществляется таким образом, чтобы запускался бизнес-процесса, а не каждый из них выполнял отдельные независимые функции.
Для успешных компаний реинжиниринг организовать сложнее. Внедрение новых процессов позволяет обезопасить бизнес в будущем. Большое внимание уделяется работе с персоналом, чтобы настроить его на изменения. То есть персонал должен не только не препятствовать таким изменениям, но и участвовать в них.