Авиакомпания
Авиакомпания - это компания, предоставляющая транспортные услуги, осуществляемые по воздуху.
Воздушные перевозки могут быть как пассажирские, так и грузовые. Предоставление услуги транспортировки оказывается с помощью воздушных судов. Авиакомпании выступают в роли коммерческих субъектов, которые заключают с заказчиками соглашение на предоставление услуги.
Самой первой авиакомпанией в мире стала немецкая компания, которая строила дирижабли. Она была основана в 1909 году. Самыми старейшими авиакомпаниями, начинавшими с дирижаблестроения являются нидерландская, колумбийская, австралийская и чешская авиакомпании.
В конце 80-х годов прошлого века наметилась тенденция к слиянию авиакомпаний. Они стали образовывать альянсы. Сегодня на три альянса приходится около 60 % всех авиаперевозок в мире. Наиболее крупной авиакомпанией в наши дни являются Американские авиалинии.
Многие страны имеют свои национальные компании. Ими владеет и управляет государство. Частные авиакомпании тоже подпадают под государственное регулирование, так как требуется обеспечить безопасность грузов и пассажиров в соответствии с правилами безопасности. Государство часто решает вопросы авиакомпаний при взаимодействии с персоналом, так как это позволяет ему обеспечить перевозки.
Развитие страны пошли по пути дерегулирования деятельности авиакомпаний. Это позволило оптимизировать их работу, упростить маршруты входа и выхода. Если рынок перевозок не регулируется, то со временем устанавливаются относительно низкие барьеры, позволяющие появляться на нем новым предприятиям. Сложность в данном случае возникает для уже зарекомендовавших себя перевозчиков, так как доходы в отрасли снижаются, снижаются тарифы, но затраты при этом остаются достаточно высокими.
Организационная структура авиакомпании
Авиакомпания является бизнес-системой. Она имеет вход, куда поступают ресурсы. Среди них известные всем материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы. На выходе создается услуга. Для того, чтобы оказывать услуги у авиакомпании должен быть свой транспортный парк.
Создание авиатранспортной услуги предполагает наличие авиатранспорта. Причем количество воздушных судов должно соответствовать потребительскому спросу. Структура и размер авиапарка зависят от специализации авиакомпании. То есть они определя.тся:
- Целевым рынком.
- Географическим положением.
- Развитостью сети воздушных линий.
Деятельность авиакомпании считается эффективной, если возможности авиапарка используются с предельной коммерческой нагрузкой, при этом должен соблюдаться достаточно высокий среднегодовой налет.
Организационная структура авиакомпании определяется через сотрудников, выполняющих определенные функции и наделенных определенными полномочиями. Каждая авиакомпания имеет свои особенности, но в целом кадровый состав выглядит примерно одинаковым. У авиакомпании есть генеральный директор, которому подчиняются заместители. Обычно они отвечают за авиационный отряд, экономику и маркетинг, финансы и коммерческую работу, социальное развитие и общие вопросы, техническую часть.
Авиакомпания должна отвечать ряду требований. В ней должна быть летная служба, инженерно-авиационная служба, производственно-диспетчерское подразделение, инспекция по безопасности, служба авиационной безопасности, служба организации перевозок, служба бортпроводников, медицинская служба, служба охраны труда. Организация медицинской службы возможна на договорной основе.
Бортпроводники тоже могут не входить в организационную структуру, но при условии, что авиакомпания предоставляет услуги воздушных перевозок, где присутствие бортпроводников не нужно (главным образом это грузовые перевозки).
Функциональная структура авиакомпании
Основной доход авиакомпании приносит служба организации перевозок. Она выполняет ряд функций, среди которых обеспечение безопасности полетов, проведение маркетинговых мероприятий, формирование предложений по совершенствованию перевозочного процесса. Коммерческая служба отвечает за проведение авиационных работ. Она участвует в разработке документов, поддерживает наземное обслуживание, а также следит за тем, чтобы подрядчики выполняли обязательства по организации перевозок.
Коммерческая служба принимает активное участие в разработке тарифов, сборов, в составлении расписания. Сюда поступают заявки на перевозку пассажиров, грузов, организацию чартеров. Служба принимает меры по повышению эффективности эксплуатации воздушных средств, то есть работает над рентабельностью компании.
Авиакомпания обеспечивает полеты, поэтому она должна иметь разрешения от авиационных властей, обслуживать национальные и иностранные суда, отслеживание местоположения самолетов. Так же авиакомпании могут размещать экипажи, предоставлять трансферы.
Представительство авиакомпании отвечает за то, чтобы защищать интересы предприятия. В аэропорту представительство организует взаимодействие с руководством аэропорта, обеспечивает выполнение персоналом норм и правил, отвечает за взаимодействие с местной и федеральной властью, обеспечивает контроль функционирования системы продаж, обеспечивает исполнение обязательств в отношении третьих лиц.
В случае, если у авиакомпании не постоянного представительства, то основным лицом становится командир воздушного судна. Это правило закреплено в Руководстве по производству полетов практически в каждой авиакомпании.
Таким образом, авиакомпания представляет собой предприятие, которое оказывает услуги перевозки. Оно имеет свои специфические черты, что влияет на его организационную структуру и методы работы.