Ценностные ориентации
Ценностные ориентации - это компонент структуры личности, который влияет на поведение и отношение к миру.
О ценностной ориентации говорят психологи, философы, социологи. То есть это понятие возникло на стыке нескольких научных направлений. Ценностные ориентации являются связующим звеном разных систем и подходов.
Системы ценностей обычно индивидуальны. Ценностные ориентации обуславливают два параметра:
- Уровень иерархизированности структуры ценностных ориентаций.
- Содержание и направленность.
Структура ценностных ориентаций важна для определения степени зрелости человека. Считается, что внедрение ценностей возможно только при осознанности процессов, при наличии способности выделить их из множества явлений. Впоследствии это превращается в определенную структуру в зависимости от того, какие задачи нужно реализовать.
Содержание и направленность ценностей характеризуют особенности ориентаций. Это дает возможность их квалифицировать с точки зрения содержания. Содержательная сторона может так же показать то, в какой степени ценностные ориентации соответствуют эталону общественности.
Можно сказать, что ценностные ориентации являются центральным новообразованием личности. Они показывают личностное отношение человека к определенным событиям, явлениям, к действительности. Они влияют на его мировосприятие и на все остальные стороны его действительности. Особое значение придается связи ценностей и личности.
Ценностные ориентации представляют собой способ дифференциации действительности через положительную или отрицательную значимость. Они формируют мотивацию личности, определяют выбор ее деятельности.
Менеджеры высшего, среднего и низшего звена управления
Всех менеджеров предприятия принято делить на три уровня:
- Менеджеры низшего звена.
- Менеджеры среднего звена.
- Менеджеры высшего звена.
Менеджеры низшего звена работают непосредственно рядом с исполнителями. Они осуществляют контроль за выполнением задач производственной деятельности, так же они поддерживают движение информации, могут отвечать за использование ресурсов на местах. Часто карьера руководителей начинается именно с уровня менеджера младшего звена. Социологические и психологические исследования показали, что на этом уровне работа является весьма напряженной, так как человеку необходимо выполнять множество задач, хоть и не больших по объему.
Координацией работы менеджеров младшего звена занимаются руководители среднего звена. Причем внутри среднего звена может быть деление на высший и низший уровень. Часть предприятий наделяет этих менеджеров большой долей ответственности. Эти управляющие являются связующим звеном между высшим и низшим руководством. В их задачи входят:
- Подготовка информации для принятия решений.
- Передача решений в низшее звено для осуществления оперативного управления.
Менеджеры среднего звена обычно отвечают за работу подразделений.
Менеджеры высшего звена руководят предприятием в целом. Они принимают важные решения с точки зрения стратегии развития компании. Они влияют на деятельность организации в целом. Сложность данной позиции помимо большой ответственности заключается в необходимости отслеживать результаты труда. Зачастую сотрудники данного уровня не могут быть до конца уверены в том, что приняли верное решение, что вызывает стресс.
Ценностные ориентации менеджеров высшего, среднего и низшего звена управления
Ценностные ориентации менеджеров оказывают прямое влияние на имидж организации. От высшего руководства зависит стратегия развития компании. Они выступают от лица компании в СМИ.
Для руководителя характерны определенные физические, психофизиологические особенности, определенный тип личности. Со временем у него вырабатывается личный стиль принятия решений.
Статус руководителя связан не только с занимаемой должностью, но также зависит от его личностных качеств. Статус влияет на ролевое поведение. Руководитель наделяется определенной миссией. Он выражает стратегическое видение компании.
Наиболее важными ценностными ориентациями руководителями являются:
- гордость за компанию,
- ориентация на достижение целей предприятия,
- совершенствование собственных навыков руководителя,
- проявление уважения и лояльности к покупателям.
Ценностные ориентации руководителя оказывают влияние на культуру организации. Как правило, менеджер стремится привести вверенный ему участок работы в соответствие со своими ценностям и нормам.
Национальная культура тоже оказывает влияние на ценностные ориентиры руководителя. Она определяет отношение коллектива к руководителю, его положение в иерархии персонала. Ценностные ориентации определяют внешний взгляд на руководителя. Культура той или иной страны предъявляет разные требования к менеджеру. Например, на Западе это могут быть динамичность, умение самостоятельно действовать. Если говорить про Азию, то здесь большое внимание уделяется коллективизму, общности. Руководитель здесь обычно зрелый, возрастной, мудрый и рассудительный.
Положение личности в обществе определяется рядом факторов. Среди наиболее значимых являются отношение к людям, отношение к профессиональной деятельности, к нормам морали, обычаям, нравственности. Большое значение играет статус, способности конкретного лица. То есть ценностные ориентации руководителя определяются не только его положением в коллективе и отношением к нему, но и отношением коллектива к личности руководителя в целом.