Сравнительная характеристика разных видов транспорта, применяемого в нефтегазовой отрасли
Транспорт — это отрасль материального производства, которая осуществляет перевозку материалов, оборудования, готовой продукции, людей и т. п.
Транспорт по своему назначению делится на две большие группы – транспорт общего пользования и специальный транспорт. Задача транспорта общего пользования состоит в удовлетворении потребностей отраслей народного хозяйства и населения. В состав специального транспорта входит транспорт, который принадлежит не транспортным компаниям. В нефтегазовой отрасли используются следующие виды транспорта:
- Трубопроводный (нефтепроводоы, нефтегазопроводы, газопроводы, нефтепродуктопроводы).
- Железнодорожный (специальные цистерны).
- Морской (баржи, танкеры и прочие наливные суда).
- Автомобильный (автоцистерны).
- Речной (баржи).
- Воздушный.
К преимуществам железнодорожного транспорта относятся высокая провозная и пропускная способности, незначительная зависимость от климатических и погодных условий. К его недостаткам можно отнести ограниченный выбор организаций-перевозчиков, большие капитальные вложения, низкая степень сохранности груза, высокие показатели металлоемкости и энергоемкости.
Преимуществами морского транспорта являются возможность совершать межконтинентальные перевозки, высокая пропускная способность, низкая капиталоемкость, а к недостаткам модно отнести низкую скорость транспортировки, зависимость от погодных и географических условий, необходимость в создании и организации сложной портовой системы, ограниченность перевозок.
Главными преимуществами речного транспорта в нефтегазовой отрасли относительно других видов являются низкая себестоимость процесса перевозки, высокая провозная способность в условиях глубоководных рек, а его недостатки заключаются в низкой скорости доставки, зависимости от глубины рек, низкой степени надежности процесса, низкой степени сохранности перевозимых объектов, а также сезонности перевозок.
Главными аргументами в пользу выбора автотранспорта для перевозки объектов нефтегазовой отрасли являются возможность адресной доставки, высокая сохранность груза, гибкость и маневренность, разнообразие схем маршрута. К недостаткам можно отнести относительно высокую себестоимость, низкую экологическую чистоту, небольшую производительность.
К достоинствам воздушного транспорта можно отнести самую высокую скорость доставки, гарантированную сохранность груза, а его недостатками являются высокая себестоимость, малая географическая доступность, зависимость от погоды, высокая капиталоемкость.
Трубопроводный транспорт наиболее широко применяется на территории России в нефтегазовой области так как обладает рядом достоинств, таких как низкая капиталоемкость, достойная сохранность груза, низкая себестоимость транспортировки. Недостатками его являются ограниченность видов грузов, которые могут доставляться данным транспортом.
Логистика в нефтегазовой отрасли
Логистика — это процесс управления людскими, материальными и информационными потоками в целях минимизации затрат.
Основной тенденцией развития логистики в нефтегазовой отрасли является стремление предприятий к снижению денежных и временных затрат. Условием развития нефтегазовой отрасли в настоящее время заключается в внедрении логистических систем, которые должны способствовать повышению уровня управления всем транспортным комплексом.
Особенностью логистики в нефтегазовой отрасли является то, что предприятия не преследуют цели централизовать систему распределения. Поэтому особое значение имеет участие логистики в управлении услугами и поставками, которые обеспечивают функциональную деятельность всего предприятия. Логистика в нефтегазовой отрасли должна учитывать несколько проблем:
- Материальные запасы представляют собой наиболее дорогие активы нефтегазового предприятия. Доля материальных запасов может составлять до 40 % от инвестируемого капитала. Основные затраты связаны с созданием, размещение и хранением материальных запасов.
- Сокращение потерь нефти и других нефтепродуктов должно обеспечиваться на всем пути их следования, от скважины до конечного потребителя.
- Все объекты, входящие в состав логистики снабжения, автоматически должны становиться объектом особенного контроля и внимания, предметом реорганизаций и совершенствований.
- Должны выполняться концепция логистики распределения. Она заключается в том, что при построении распределительной логистики должно выделяться два основных направления: изучение нужд рынка и внедрение новых технологий, с целью удовлетворения выявленных потребностей при помощи эффективной организации эффективной работы транспортно-экспедиторского обслуживания и распределительных сетей.