Структура системы нефтепроводов Российской Федерации
Магистральный нефтепровод – это использующиеся для транспортировки нефти и нефтепродуктов потребителю нефтепровод и отводы от него, диаметр которых может составлять до 1420 миллиметров, а избыточное давление находится в диапазоне от 1,8 МПа до 15 МПа.
Самое интенсивное строительство нефтепроводов в стране началось после войны, в 1950-е годы. Строились нефтепроводы преимущественно в нефтедобывающих районах. За 10 лет были построены следующие нефтепроводы:
- Рязань-Москва.
- Горький-Рязань.
- Альметьевск-Пермь.
- Ишимбай-Орск.
- Тихорецк-Туапсе.
- Альметьевск-Горький.
- Туймазы-Омск-Новосибирск.
В 60-е годы 20 века в эксплуатацию был введен самый крупный в Европе нефтепровод “Дружба”, протяженность которого составляет 5,5 тысяч километров, а диаметр труб 1020 и 1220 миллиметров. По данному нефтепроводу осуществлялась транспортировка нефти Урала и Поволжья в страны Восточной Европы. Были также построены нефтепроводы Нижневартовск – Усть-Балык (протяженность 250 километров, диаметр 720 миллиметров), Усть-Балык – Омск (протяженность 1000 километров, диаметр 1020 километров), Шаим – Тюмень (протяженность 400 километров, диаметр 720 миллиметров). В 70-е и 80-е годы в эксплуатацию были введены Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Сургут – Горький – Полоцк, Самара – Лисичанск – Одесса, Грозный– Баку, Холмогоры – Пермь – Альметьевск –Пермь.
В 2001 году была сооружена Балтийская трубопроводная система. Эта система соединяет между собой месторождения Урала и Западной Сибири с портами Усть-Луга и Приморск, находящиеся на побережье Балтийского моря. Общая протяженность системы более 1200 километров. В 2006 году мощность достигла отметки в 75 миллионов тонн нефти в год.
В 2012 году было закончено строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Эта система проходит от города Тайшет до порта Козьмино. В районе нефтеперекачивающей станции Сковородино сделан отвод в сторону Китая. Общая протяженность системы почти 5000 километров, диаметр труб 1067 и 1220 миллиметров. Проектная мощность составляет 80 миллионов тонн нефти в год. Данная система соединяет между собой нефтяные месторождения Восточной и Западной Сибири с рынками Азии и Соединенных Штатов Америки. Почти все нефтепроводы Российской Федерации находятся в ведении ОАО “АК Транснефть”, которая принадлежит государству. Исключение - нефтепровод Тенгиз – Новороссийск, принадлежащий “КТК-Р”.
Нефтепровод “Нижневартовск – Усть-Балык”
Нефтепровод «Нижневартовск – Усть-Балык» - это нефтепровод, который соединяет месторождения АО “Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие”, расположенные в отдаленных районах, с нефтеперерабатывающими предприятиями, а также используется для доставки нефти потребителям.
Протяженность нефтепровода около 250 километров, диаметр используемых труб составляет 720 миллиметров. Нефтепровод проложен в условиях болот, а также проходит через большое количество крупных и мелких рек. Самым сложным в процессе строительства нефтепровода было сооружение перехода через реку Обь, протяженностью почти 2 километра. Был введен в эксплуатацию в 1969 году.
В 2014 году “Транснефть – Сибирь” проводились работы по замене участка основной нити. В рамках реконструкции были проведены такие работы как:
- Замена труб на подводном переходе через реку Ватинский Ёган.
- Укладка дюкера, длиной 220 метров в подводную траншею, при помощи протаскивания лебедкой.
Затем проводились испытания на прочность и герметичность труб, в этих работах было задействовано 15 сотрудников и 9 единиц техники. После окончания строительных работ были произведены биологические и технические рекультивации земель. Подключение нового участка нефтепровода Нижневартовск – Усть-Балык было произведено в 2015 году. Протяженность нового участка составляет 16 километров.
В 2017 году на нефтепроводе начались реконструкционные работы по замене подводного перехода через реку Сырой Аган. Протяженность участка, которого необходимо было заменить составляла более 450 метров, из которых 150 метров - дюкер. Были выполнены прокладка труб, профилометрия дюкера и проведены разнообразные гидроиспытания. Ширина реки в месте работ составляла 42 метра, глубина 3 метра. Во время остановки нефтепровода в период с 11 по 14 апреля был подключен новый участок к действующему. Все строительные и рекультивационные работы были закончены в конце сентября 2017 года. Данные работы проводились с целью организации и обеспечения безаварийной эксплуатации нефтепровода, а также для обеспечения экологической безопасности всей системы магистральных нефтепроводов, принадлежащих АО “Транснефть –Сибирь”.