Виды дизельного топлива
Дизельное топливо – это жидкий продукт, который используется в дизельном двигателе внутреннего сгорания.
Дизельное топливо подразделяется на несколько разновидностей по разным параметрам:
- По содержанию серы, которое измеряется в мг/г, такое топливо может быть трёх классов. Первый класс – до 350 мг/г, второй класс – до 50 мг/г и третий класс – до 10 мг/г.
- По степени вязкости дизельное топливо может быть дистиллятное (которое применяется для быстроходного транспорта) и дизельное топливо с высокой вязкостью.
- Дизельное топливо также делится по сезону использования (или по температуре окружающей среды). Такое топливо может быть арктическое (применяется в суровых климатических условий, применяется при температуре до -50 градусов по Цельсию), зимнее (применяется при температурах до -30 градусов по Цельсию), летнее (используется при условии, что температура окружающей среды не опускается ниже 0 градусов) и межсезонное (используется при температурах до -15 градусов по Цельсию).
Также дизельное на сорта и классы. При определении сорта класса, главным параметром температура фильтруемости. Всего существует 6 сортов:
- Сорт А (температура фильтруемости до 5 градусов).
- Сорт В (температура фильтруемости до 0).
- Сорт С (температура фильтруемости до -5).
- Сорт D (температура фильтруемости до -10).
- Сорт Е (температура фильтруемости до -15).
- Сорт F (температура фильтруемости до -20).
При делении на классы, основным параметром является температура помутнения. Такое дизельное топливо бывает 5 классов, с температурой помутнения от -10 до -35 градусов по Цельсию.
Основы гидроочистки дизельного топлива
Гидроочистка дизельного топлива – это процесс химического превращения топлива в условиях высокой температуры и давления.
В процессе гидроочистки происходит присоединение водорода. В результате этого из нефти удаляется вода, аммиак и сероводород. Весь процесс гидроочистки протекает молекул водорода на нефтяные фракции, при наличии катализатора. Окончательной целью гидроочистки является получение пенных, дизельных топлив, малосернистых бензинов, подготовка сырья для дальнейшего крекинга, риформинга или гидрокрекинга. В качестве катализатора обычно используется алюмомолибдат кобальта. Температура, при которой протекает гидроочистка находится в пределах от 260 до 430 градусов по Цельсию, а давление может достигать 100 кгс/м2.
Гидроочистка протекает в одно – или многосекционных реакторах, представляющее собой стальные цилиндрические механизмы. Полученный в результате их работы гидрогенизат охлаждают и отделяют от него углеводородные и водородосодержащие газы с помощью специальных сепараторов. Далее полученное вещество подвергается ректификации, в результате которой из него удаляются водяные пары, аммиак и сероводород. Гидроочистка дизельного топлива является основным процессом, благодаря которому получают товарные фракции, а также дополнительным процессом предшествующий обработке в других установках, для успешной работы которых не допускается наличие в сырье тяжелых металлов, а также сернистых, кислородосодержащих и азотосодержащих соединений.
Технологическая схема гидроочистки дизельного топлива
На рисунке ниже изображена технологическая схема гидроочистки дистиллята дизельного топлива.
Рисунок 1. Технологическая схема гидроочистки дизельного топлива. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дизельное топливо подается насосом 1 и смешивается с водородосодержащим газом, который нагнетается компрессором 16. После нагрева, который происходит в теплообменниках 6,4 и в змеевике печи 2 смесь (температурой от 380 до 425 градусов) подается в реактор 3 (разность температур на входе и выходе из реактора не должна быть больше 10 градусов). Затем продукты реакции охлаждаются в теплообменниках 4,5,6 до температуры в 160 градусов. Дальнейшее охлаждение происходит в аппарате 7, доохлаждение (до -38) в холодильнике 8. Потом гидрогенизат отделяется от циркуляционного газа в сепараторе 9. Далее он нагревается до температуры 240 градусов в теплообменнике 10 и 5 и поступает в стабилизационную колонну 11. На некоторых установка проводится также высокотемпературная сепарация смеси. В этом случае она разделяется при температуре около -220 градусов и уходящая оттуда жидкость поступает с стабилизационную колонну, газы и пары в аппарат воздушного охлаждения. Образовавшийся конденсат направляется в стабилизационную колонну 15. Циркуляционный газ после очистки в абсорбере 18 возвращается в систему компрессором 16. Гидроочищенный готовый продукт, который выходит из колонны 11 охлаждается сначала в теплообменнике 10, затем в аппарате воздушного охлаждения 14 и при температуре 50 градусов выводится из установки.
На данной установке также имеется система, предназначенная для регенерации катализатора, работающая при давлении от 2 до 4 МПа и температуре от 400 до 550 градусов. После регенерации катализатор прокаливается при 550 градусах и 2 МПа газовоздушной смесью и затем вся система продувается инертным газом при помощи компрессора 16.