Сущность и функции налоговой системы
Государственная власть осуществляет свои функции по управлению процессами в обществе, а так же осуществлению защиты граждан своей страны. Деятельность власти исключает реализацию коммерческой деятельности, которая могла бы обеспечить ее финансирования. Для целей формирования дохода государственной казны используют налоговую систему.
Она представляет собой взаимоотношения между властью и физическим или юридическим лицом в части назначения и сбора обязательных налоговых выплат.
Каждая страна имеет свою специфику налоговой системы. Любое вмешательство со стороны государственной власти в процесс налогообложения всегда должно быть научно обоснованным и целесообразным. При проведении реформирования налоговой системы руководству страны необходимо следовать определенным принципам ее построения. Налоговое бремя должно быть равномерно распределено между всеми налогоплательщиками, основываясь на принципах справедливости. Проведение налоговых процедур должно быть понятно и доступно для всех плательщиков. Принцип экономичности системы выражается в соизмеримости ставки налогов затратам на их сбор.
Система сбора налогов является инструментом государственного влияния на экономические и социальные процессы в обществе. Функционально система решает следующие вопросы:
- взимание налогов и сборов с плательщиков и формирование дохода бюджета;
- влияние на важнейшие показатели экономики;
- создание движения денежных средств, капиталов, доходов от финансовой деятельности;
- стабилизация социальной жизни;
- влияние на экономические тенденции;
- контроль достаточностью денежных поступлений в бюджет.
Инструментом взаимодействия между государством и плательщиками выступает налог. Он представляет собой обязательную сумму к уплате части имущества в пользу властного субъекта. Важно различать налоги и сборы. Налог взимается безвозмездно, в свою очередь сбор дает определенные преимущества плательщику перед другими.
Любые действия в части налогообложения регулируются законодательными и правовыми актами страны.
Понятие и виды налоговых льгот
Одним из действенных механизмов регулирования экономических процессов в стране является применение налоговых льгот. Применение льгот должно не только стимулировать определенные виды деятельности, но и отвечать запросам государственной казны. Через налоговые льготы государство может влиять на производственный и инвестиционный процессы, а так же на развитие малого бизнеса и инновационной деятельности. Кроме того, они позволяют защитить малообеспеченные слои населения.
Об эффективности налогового регулирования можно говорить тогда, когда наблюдается общий экономический рост, растут показатели производственной деятельности, повышается уровень инвестиционной привлекается.
Налоговая льгота является особым видом преимущества, предоставляемого государством, налогоплательщику в целях снижения его налогового бремени.
Чем разнообразнее и гибче механизм налоговых льгот, тем выше степень эффективности налогового регулирования. В России налоговые льготы имеют следующие виды:
- Изъятие представляет собой выведение из-под налогообложения определенной части объекта. Оно может производиться относительно имущества, либо финансового результата деятельности. Изъятия могут применяться для отдельных категорий граждан и быть постоянными или срочными. Сюда же относят необлагаемый минимум, с которого не берется налог. Любой доход, либо стоимость имущества выше данного показателя облагаются налогом на равных условиях.
- Уменьшение базы расчета налога называется скидкой. Например, налогоплательщик может уменьшить базу расчета налога на прибыль, если он совершает определенные экономические активности, поощряемые государством.
- Освобождение от уплаты налогов является главным стимулирующим инструментом налоговой политики. Она представляет собой снижение налоговой ставки, либо суммы к уплате. Сюда так же относят налоговый кредит, рассрочку и отсрочку платежа, возврат или зачет переплат.
Налоговые льготы для бизнеса
Налоговые льготы для бизнеса выступают средством стимулирования предпринимателей к определенным экономическим действиям. Кроме того, применение налоговых преимуществ позволяет привлечь новые инвестиции на определенные территории страны. Для этих целей в России федеральным законом определено право местных и региональных органов исполнительной власти устанавливать и координировать использование налоговых льгот.
Наиболее привлекательными с точки зрения бизнеса являются льготы по налогу на имущество, на прибыль, а так же по налогу на транспорт.
Субъектами инвестиционной деятельности считаются организации общей стоимостью более ста миллионов рублей. В зависимости от размера их инвестиций применяется гибкая система налоговых льгот:
- При инвестировании от 100 до 500 млн. рублей ставка по налогу на прибыль снижается до 13,5%, производится полное освобождение от уплаты налога на имущество и на транспорт сроком предоставления в три года.
- При инвестировании от 500 млн. до 1 млрд. рублей налог на прибыль – 13,5%, освобождение от транспортного и налога на имущества 100% первые три года и 50% четвертый год. Срок предоставления льгот 4 года.
- При инвестировании свыше 1 млрд. рублей налог на прибыль – 13,5%, освобождение от налога на имущества и транспортного налога стопроцентное в первые три года, четвертый и пятый год - 50%.
Освобождение от уплаты налога на имущество может проводиться на местном уровне при инвестировании менее 100 млн. рублей сроком на один год.
Если налогоплательщик собирается производить стратегически значимое строительство в регионе на сумму свыше 30 млрд. рублей, то на региональном уровне ему предоставляются льготы по налогу на прибыль – 13,5%, а так же освобождение от имущественного и транспортного налога сроком на три года, четвертый и пятый год уплата составит 50% от общей суммы налога.
Реализация применения налоговых льгот осуществляется через резервы регионального, местного или федерального бюджета. То есть, стимулирование определенных видов деятельности компенсируется расходами государственной казны.