Источники формирования государственной казны
Государство не имеет возможности и права на осуществление коммерческой деятельности с целью самообеспечения. Финансирование государственной казны осуществляется за счет налоговых поступлений, составляющих около 77% дохода и таможенных сборов, формирующих 23% дохода.
Налоговая система – это механизм установления и взимания с населения и предпринимателей налоговых платежей и сборов в пользу государственных и общественных нужд
Система налоговых отношений регулируется Налоговым Кодексом РФ. Хотя таможенные платежи составляют значительную часть финансирования бюджета, однако, они регулируются отдельным законодательным документом – Таможенным Кодексом РФ.
Система налогообложения действует через получение налогов и сборов. Они представляют собой обязательные платежи. Налог является безвозмездной уплатой. Сбор дает плательщику определенные выгоды и преференции.
Таможенные пошлины или сборы тоже являются обязательными платежами, возникающими при пересечении экономическими благами таможенной границы.
До возникновения государственности таможенные платежи взимались за пользование дорогами, реками и при пересечении определенных территории. С появлением государственного суверенитета и государственных границ уплата стала взиматься в пользу казны.
Таможенные пошлины, как и налоги, выполняют ряд функций, оказывающих влияние на экономику страны. Среди них можно выделить:
- стимулирование отраслей народного хозяйства;
- регулирование объемов импорта;
- пополнение бюджета;
- защиту отечественного производства;
- повышение уровня конкурентоспособности.
Государственная власть может осуществлять регулирование экономических процессов внутри страны с помощью налоговой политики и регулирования через налоговые льготы. Во внешнеэкономической торговой деятельности государство действует через таможенно – тарифное регулирование, которое представляет собой инструмент воздействия через таможенные пошлины, тарифы, процедуры и правила.
Экспортные льготы в России
Если предоставление налоговых льгот регулируется федеральным законом, а так же постановлениями исполнительными органами власти местного и регионально уровня, то с таможенными платежами дело обстоит иначе. Здесь регулирование отношений производится Таможенным Кодексом, а так же общими правовыми актами для Евразийского экономического союза и международными соглашениями. Вся совокупность действующих законов и актов усложняет понимание действующих льгот, случаев полного или частичного освобождения от выплат по таможенным пошлинам.
В сфере внешнеэкономической торговой деятельности выделяют:
- льготы по таможенному сбору;
- льготы по налогам;
- льготы по таможенным тарифам;
- преференции.
Налоговые льготы формируются по налогу на добавленную стоимость и по акцизам. Формы налоговых льгот, применяемых в таможенном деле представлены полным аннулированием суммы к уплате, снижением ставок и возмещением ранее уплаченных сумм.
Экспортный НДС (налог на добавленную стоимость) возникает при продаже экономических благ за границу России. В данном случае применяется ставка в 0%, то есть предприниматель освобождается от выплаты. Однако, ему необходимо в налоговый период обосновать свое право на пользование скидкой. Если они не успевает, или по каким-либо причинам не может подтвердить использование нулевой ставки, то ему придется уплатить полный налог в 18%.
Для российской действительности существует два вида экспорта:
- В страны Евразийского экономического союза для подтверждения прав на применение нулевого НДС необходимо предоставить контракт, товаросопроводительные и транспортные документы, заявление или перечень заявлений о вывозе.
- Вывоз продукции в другие страны требует наличия декларации, товаросопроводительных документов и контракта. Если поставка совершается физическому лицу за рубеж, то ставка может применяться при условии, что он будет использовать данный продукт в коммерческих целях.
Акцизные льготы дают преимущества при вывозе подакцизных товаров. Льготы по акцизам в экспорте предоставляются на основании банковского поручительства или банковской гарантии. Если эти документы не были предоставлены в налоговую, то продавцу необходимо уплатить соответствующие налоги по акцизам.
Освобождение от налогов может производиться при помещении подакцизных товаров на склад с таможенным режимом, либо под таможенный режим зоны свободной торговли.
Проблемы стимулирования экспорта
Ставка налога для реализации на экспорт является нулевой. Ставка на закупку материалов и ресурсов для создания экономических благ на продажу 18%, поэтому возникла проблема возмещения НДС. Кроме того, многие экспортеры пользуются своими привилегиями на использование пониженной ставки и при этом реализуют часть продукции внутри страны.
Для исключения таких ситуации были введены поправки, требовавшие от экспортеров предоставления документов, подтверждающих фактический вывоз продукции за границу. Это подтверждалось грузовой налоговой декларацией со штампом таможенного контроля.
Возмещение НДС производится по запросу в налоговую. Однако, налоговые органы часто находят объективные причины для отказа, в итоге экспортер теряет большие суммы денег, которые мог бы вложить в свое производство. Все это ведет к возникновению судебных разбирательств, которые могут длиться достаточно долго.
Если компания сумела предоставить все необходимые документы, то в течение 90 дней налоговой инспекцией может быть возмещен НДС на банковский счет, либо он зачисляется в пользу пеней, штрафов и недоимок.
Освободиться от уплаты акциза может только производитель, поставляющий свою продукцию на экспорт. Данный закон не распространяется на посредников и перекупщиков. Продавцу необходимо предоставить банковскую гарантию в налоговую в течение 180 дней с момента продажи. В случае отсутствия документа производится уплата акциза. Но в дальнейшем можно вернуть деньги, предоставив необходимые документы.
Если торговля ведется в страны Таможенного Союза (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан), то предъявление банковского поручительства не требуется.