Налоговая система и принципы ее построения
Появление государственной власти способствовало развитию налоговой системы. Само государство ничего не производит, поэтому не может обеспечить свое функционирование доходами от создания и продажи экономических благ. Однако, государственный аппарат осуществляет регулирование и контроль за процессами, происходящими в обществе, без него невозможно экономическое существование.
В экономической теории под налогообложением понимается ситуация, когда один субъект безвозмездно отдает часть своего имущества в пользу властного субъекта. При этом субъект признает его власть, а так же относит себя к территории, где властный субъект осуществляет свою деятельность.
Объектом налогообложения является налог. Он представляет собой обязательную выплату налогоплательщиком в пользу государства, с целью обеспечения его финансовых нужд и регулирования социально – экономических отношений.
Совокупность взаимоотношений между государством, реальным сектором экономики и населением относительно взимания налогов называется налоговой системой.
Она формируется под влиянием множества факторов и в каждой стране имеет свои специфические признаки. Однако, при разработке, развитии налоговой системы государственная политика должна стремиться к принципам формирования эффективной налоговой системы.
К этим принципам относят:
- Определенность видов налогов, их ставок, методов расчета, начисления и уплаты. Любые неопределенности законодательства применяются в пользу плательщику.
- Справедливость налогообложения подразумевает равенство между плательщиками. То есть, любой субъект, получающий доходы обязан производить налоговые платежи.
- Удобство системы обязано обеспечить простоту процедуры исполнения плательщиком своих обязательств перед государством.
- Экономичность налоговых процессов формируется на рациональности налоговой выплаты затратам на ее сбор.
- Равенство плательщиков между собой подразумевает факт того, что они в равной степени несут налоговую ответственность вне зависимости от их статуса и общественного положения.
Идеальных систем в природе не существует. Данные принципы позволяют проводить реформирование налоговых систем и дают ориентир для разработки новых законопроектов.
Функции и виды налогов
Через налоги государство производит сбор денежных средств для целей собственного финансирования. Сами налоги, осуществляя связь между управленческим аппаратом страны и его субъектами, осуществляют ряд функций. К ним относят:
- Фискальную функцию, которая является основной. Благодаря ей осуществляется сбор, формирование и мобилизация финансовых средств в пользу государства.
- Социальная или распределительная функция позволяет создать условия для относительного равенства общества. Избытки доходов одних граждан используются для поднятия уровня жизни других граждан.
- Функция регулирования экономики осуществляется через механизм налогообложения. Здесь выделяют подфункции. Стимулирование направлено на развитие экономических процессов в обществе в зависимости от целей и задач, стоящих перед государством. Дестимуляция направлена на затормаживание или ликвидацию каких - либо хозяйственных процессов. Воспроизводство выражается в аккумуляции денежных средств в целях восстановления ресурсов.
- Контролирующая функция дает возможность государство отслеживать обязательность и своевременность выплат.
Существуют налоги, а есть сборы. Принципиальное различие между ними заключается в том, что налог уплачивается безвозмездно. Сбор же подразумевает выплату с получением взамен определенных благ, например, лицензии.
Налоги можно классифицировать относительно разных признаков. В отношении объекта налогообложения выделяют прямые и косвенные налоги. Выплаты, полученные с доходов коммерческих организаций и граждан, называют прямыми налогами. Косвенные налоги возникают относительно ресурсов, использованных в процессе получения дохода.
Относительно субъекта выделяют центральные и местные налоги. Если говорить о России, то в ней выделяется три уровня – федеральный, местный и муниципальный.
Целевое использование налогов классифицирует их как немаркированные и маркированные. Первые расходуются государством по своему усмотрению, вторые имеют маркер, то есть статью будущих расходов.
По принципу налогообложения можно выделить пропорциональные, регрессивные и прогрессивные налоги. Кроме того, они могут классифицироваться в зависимости от источника покрытия. Сюда относят налоги относящиеся на себестоимость, на выручку, на финансовый результат.
Налоговые льготы
В целях регулирования экономических отношений, а так же стимулирования определенных процессов в обществе государство использует различные инструменты налогообложения. Одним из них является применение налоговых льгот.
Налоговая льгота – это вид преимущества, предоставляемый государством, некоторым субъектам хозяйствования или гражданам.
Они выступают методом налоговой политики и призваны решать социальные и экономические проблемы.
Существует несколько видов льгот, применяемых на практике. Одним из них является изъятие, которое подразумевает выведение из налогообложения отдельных объектов или предметы. Они могут предоставляться на постоянной основе, либо в ограниченный промежуток времени. Так же могут применяться для всех плательщиков, совершающих выплаты по одному виду налогов, либо отдельной их категории.
Сокращение налоговой базы называется скидкой. По размеру скидки они могут быть лимитированными и нелимитированными. Первые представляю собой ограничение максимального размера скидки, вторые подразумевают уменьшение базы до суммы всего дохода плательщика. Общие скидки предоставляются для всех налогоплательщиков, специальные используются для определенных категорий субъектов.
Уменьшение налоговой ставки называется налоговым кредитом. К ним относят рассрочку или отсрочу налогового платежа, возврат всей или части выплаты, снижение самой ставки, зачет уплаченного ранее налога, инвестиционный налоговый кредит.
Условия применения льгот регулируются налоговым законодательством.