Понятие налога и налоговой системы
Налогообложение существует столько же, сколько существует государственность. В прошлые века налоги собирались в натуральной форме, а так же в форме драгоценных монет. Появление денежных банкнот привело к развитию и усложнению финансовых отношений в обществе. Государство, выполняя свои управленческие и защитные функции, при этом не производит товаров, услуг, которые обеспечат пополнение бюджета. Для обеспечения деятельности государственного аппарата были введены налоги.
Система налогообложения в общем виде представляет собой процедуру изъятия части имущества определенного субъекта властным субъектом. Данная система отношений возникает тогда, когда один субъект признает власть второго, а так же определяет себя частью определенного государства и принимает его защиту.
В настоящее время налоги формируют бюджет страны, позволяя не только оплачивать государственные нужды, но и решать определенные социальные задачи, стоящие перед обществом. Налог представляет собой обязательный платеж, принудительно взимаемый с граждан, либо предприятий любых форм хозяйствования, государством в целях обеспечения деятельности государственного и муниципального органов управления.
Процедура получения налогов определяется законодательством страны. Совокупность различных видов налогов, а так же принципов и форм их сборов представляют собой налоговую систему страны.
Налоговая система – это форма отношений в обществе, определяемая процедурами по установлению и взиманию налогов и сборов.
Между налогом и сбором есть принципиальная разница. Первый уплачивается безвозмездно. Сбор же представляет собой уплату в бюджет с получением взамен определенного права. Например, разрешения на предпринимательскую деятельность на определенной территории, либо лицензии, для совершения определенных видов работ или оказания услуг.
Принципы построения системы налогообложения
Фискальная система страны имеет два основных признака. С одной стороны она определяется формами и видами налогов и сборов, применяемых на территории конкретного государства. С другой стороны она действует на основе институтов, включающих в себя процессы установления, отмены или изменения процедур выплат. Кроме того, они определяют принципы осуществления контроля, регулирования системы, а так же меры ответственности за нарушения действующего законодательства.
Сама налоговая система зависит от внутренней политики государства. Важно соблюдать баланс интересов всех участников системы, чтобы она действовала эффективно, при этом не обременяя налогоплательщиков
Отсюда возникают основные принципы построения системы налогообложения, способной обеспечить права всех сторон:
- Отлаженность системы, позволяет снизить временные и трудовые затраты на расчет, уплату, формирование отчетности, а так же предоставление информации для проверки. Все это позволяет уменьшить обременительность налогообложения для представителей бизнеса.
- Размер налога должен быть соразмерен возможностям плательщика, то есть быть справедливым.
- Минимизация возможности уклонения от уплаты налогов для всех участников системы приводит к пониманию о неизбежности выплаты.
- Эффективность системы, определяется соразмерностью определенного вида налога затратам на административные работы по его сбору.
- Ставки должны быть точно определены, а так же определены сроки, способы и порядок начисления выплат.
- Система должна быть гибкой, способной отвечать запросам общества на различных этапах его развития.
Налогообложение в любой стране не является идеальным механизмом. Оно во многом зависит от самой структуры экономики государства, от тенденций его развития, от множества внешних и внутренних факторов, влияющих на экономику страны. Однако, стремление к осуществлению вышеуказанных принципов при создании или адаптации налоговой системы к изменяющимся условиям рыночных отношений, позволяет в равной степени соблюдать интересы государства и налогоплательщиков.
Функции налоговой системы
Сущность системы определяют ее функции.
Фискальная функция определяет механизм обеспечения доходов бюджетов различных уровней формирования. Для повышения эффективности этой функции по многих развитых странах бремя возлагаемое на граждан выше, чем выплачиваемое бизнес – структурами. Делается это для того, чтобы простимулировать развитие экономической системы станы в целом. Однако, может возникнуть ситуация, когда размер поступлений налоговых выплат в бюджет является недостаточным. Если есть возможность государство снижает расходы, но если такой возможности нет, то приходится прибегать к займам, что в итоге формирует государственный долг.
Функция регулирования позволяет государству своевременно реагировать на социальные и экономические изменения внутри страны. Суть процесса сводится к перераспределению налогового бремени между участниками налоговой системы в зависимости от стоящих перед государством целей и задач. Как правило, эта функция осуществляется при помощи введения определенных льгот.
Налоговая льгота дает возможность снизить размер выплат. При этом выделяют несколько видов льгот:
- Изъятие выводит часть объектов из-под налогообложения, то есть формирует не облагаемый минимум.
- Снижение базы исчисления налога называется скидкой.
- Уменьшение налоговой ставки представляет собой льготу, называемую налоговым кредитом.
В общем виде регулирующая функция позволяет перенаправить денежные средства на восстановление ресурсов, потраченных на производственную деятельность хозяйственных субъектов.
Из двух видов функций вытекает третья – социальная. Она заключается в справедливом налогообложении населения. Суть сводится к получению большего налога с обеспеченных слоев и перераспределению полученных излишков в пользу малообеспеченных слоев населения. Значимость данной функции увеличивается в периоды экономических кризисов, когда большая часть общества нуждается в экономической поддержке.
Функция контроля позволяет отслеживать эффективность каналов поступления выплат в бюджет. Она дает возможность вносить рациональные изменения в действующее законодательство. В конечном итоге, формируется гибкая система налогообложения, способная обеспечить доходность бюджета, и снизить бремя для налогоплательщиков.
Налоговая система позволяет сдерживать рост и развитие монополий внутри страны. Она дает возможность сдерживать стремление к неограниченному накоплению капитала и его сосредоточению в руках нескольких предпринимателей. Кроме того, система налогообложения позволяет регулировать основные экономические показатели страны в целях поддержания стабильности экономики в целом.