Сущность налоговой системы
Развитие государственности неразрывно связано с необходимостью содержания государственного аппарата. Средства для этого издавна собирались с населения и субъектов хозяйствования. Эти сборы получили название налогов.
Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, которые взимаются органами государственной власти с юридических и физических лиц в пользу государства для содержания государственного аппарата и финансирования осуществления государством и его структурными образованиями своих функций.
Каждое государство устанавливает свой свод налогов. Все разнообразие налогов условно можно разделить на несколько групп по разным критериям. Налоги бывают:
- прямые;
- косвенные;
- аккордные;
- подоходные.
Прямые налоги взимаются с налогоплательщиков за доходы от факторов производства. Это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п. . Косвенными налогами включены в цену товара. Поэтому их оплачивает потребитель. Это налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.
Ставка аккордных налогов устанавливаются государством без учета уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента). Подоходный же налог представляет собой определенный процент от дохода. Выделяют прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.
Несмотря на разнообразие видов налогов, все они выполняют несколько важных функций:
- фискальную (обеспечение наполнения доходной части бюджета);
- распределительная (перераспределение собранных в бюджете средств в соответствии с государственной и региональной политикой);
- регуляторная (как способ государственного влияния на экономические процессы);
- функция контроля (контроль за своевременным поступлением налогов и за финансовым состоянием).
Процессы установления налогом и их взыскания регулируются специальным налоговым законодательством государства. Эти же законы определяют органы, ведающие вопросами налогообложения, и устанавливает их полномочия.
Налоговая система государства – это совокупность законодательной базы налогообложения, видов налогов, государственных органов налоговой службы, субъектов налогообложения и государственной налоговой политики.
Основные проблемы в налогообложении
Нет идеальных налоговых систем. Каждое государство сталкивается с определенными проблемами в этом вопросе. Основное противоречие – это обязательный, принудительный характер налоговых платежей. В случае уклонения от уплаты налогов, налогоплательщику грозит уголовная ответственность. Но ставки налогов иногда бывают настолько несоразмерны с производственными затратами и полученной прибылью, что их уплата может поставить предпринимателя на грань банкротства.
В связи с этим, чтобы повысить доход в бюджеты различных уровней за счет прямых налогов следует проанализировать ситуацию и принять меры для финансового оздоровления убыточных предприятий. Для этого следует снизить налоговые ставки или ввести льготное налогообложение. Увеличить поступления в бюджет можно путем привлечения инвестиций на территорию субъекта государства.
Еще одной проблемой является необходимость развивать инфраструктуру для поддержки малого бизнеса. Требуется постоянно расширять для предпринимателей возможности доступа к информационным ресурсам. Чрезмерное развитие чиновничьего аппарата в некоторых государствах (особенно на постсоветском пространстве и в ряде стран Азии) создает неоправданные административные барьеры для осуществления предпринимательства.
Существенной проблемой является соответствие ставки налогов и уровня доходов предпринимателя. Еще Адам Смит отмечал необходимость разумного применения налогов. В противном случае «неразумная налоговая политика» может привести к увеличению контрабанды. А это приводит к потерям в бюджете.
Проблемы налоговой системы России
Одной из самых главных проблем российской экономической жизни является постоянный дефицит бюджета. Он имеет хронический характер из-за постоянного превышения расходов над доходами. Эта ситуация приводила к эмиссии, ибо налоговые поступления не могли покрыть растущие расходы. Ввиду выше сказанного можно выделить следующие проблемы, связанные со сферой налогов:
- политическая нестабильность в стране ограничивает способность власти взимать налоги;
- несбалансированный бюджет угнетающе действует на состояние налоговой базы;
- государство ограничено в возможностях взимать налоги с превышением определенного уровня.
В настоящее время стала очевидной несовместимость существующего уровня и способа взыскания налогов и демократических целей политического режима, уровня экономического развития отраслей, регионов и государства в целом. Неправильное понимание причин бюджетного кризиса руководством страны приводит к ошибкам при попытках его преодоления. Они проявлялись в попытках улучшения собираемости налогов за счет повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации налогового законодательства.
Упомянутые выше меры приносили лишь кратковременный и местный эффект. После этого собираемость налогов снова резко снижалась. Несостоятельность попыток объясняется тем, что уровень налогового сбора не должен превышать $30$ % внутреннего валового продукта. Поэтому необходима основательная перестройка всей налоговой системы (глубокая реформа, реорганизация).
Налоговая система России должна стать менее запутанной и громоздкой. Предстоящая реформа должна упорядочить существующие нормы налогообложения. Предполагается совершенствование как самой структуры налогов, так и налоговых органов на всех уровнях государственных образований. Это позволит оптимизировать обеспечение сбора налогов.
К сожалению, несовершенство налогового законодательства связано с текущими потребностями реалий политической и экономической жизни. Налоговые правовые институты не успевают за темпами развития современной экономики. Кроме того, в науке налогового права нет единой концепции, единства взглядов на построение необходимых моделей и законов.