Общие понятия о налогах и налоговых системах
Очень важным условием функционирования государства является наличие налоговой системы и эффективного налогообложения. налоги появились одновременно с началом возникновения институтов власти и государственности.
Государство – это система организации власти в обществе, управления экономической и общественной жизнью населения на определенной территории.
Обязательными элементами власти выступают органы власти и законодательные акты. К органам власти относят весь аппарат чиновников, проводящих государственную политику, судебную систему, армию, силы правопорядка. Для обеспечения деятельности всех этих структур требуются средства. Поэтому обязательно вводятся принудительные сборы средств в пользу государства. Часть из них носят название налогов.
Налогами называются безусловные и безвозмездные платежи, которые осуществляются физическими и юридическими лицами, в фонд государства для обеспечения деятельности государства и всех его структурных подразделений любого уровня.
Каждое государство в праве вводить любые налоги. Поэтому в мировой практике их большое количество. Но объединить их можно в несколько основных групп:
- прямые налоги;
- косвенные налоги;
- аккордные налоги;
- подоходные налоги.
[Определение] Прямые налоги – это те налоги, которые взимаются с субъектов хозяйственной деятельности за доходы, получаемые от факторов производства. [/Определение]
Прямые налоги - это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п.
Косвенные налоги - это налоги в виде платежей за товары и услуги, которые уже включены в цену товара.
К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.
Аккордные налоги - это вид налогов, которые устанавливаются государством не зависимо от уровня дохода субъекта хозяйствования (экономического агента).
Подоходный налог – это налог, размер ставки которого представляет собой определенный процент от дохода.
Различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.
Налоги выполняют в государстве несколько важных функций:
- фискальную (обеспечение наполнения бюджета);
- распределительная (перенаправление собранных средств на другие статьи бюджета и в другие регионы);
- регуляторная (государственное управление развитием экономики посредством налоговой политики);
- функция контроля (контроль финансового состояния государства. регионов, субъектов хозяйствования).
Порядок установления и взыскания налогов, их перечень устанавливается действующим в стране законодательством (налоговым кодексом).
Вся совокупность налогов в государстве, принципы их формирования, взимания и отмены, законодательная налоговая база, органы, проводящие налогообложение, взыскание налогов и контролирующие данные процессы образуют государственную налоговую систему.
Понятие об информационных системах и их разновидности
Как известно, любая система – это совокупность отдельных компонентов, связанных в единое целое определенными условиями или взаимовлиянием. Существует несколько близких по смыслу определений этого понятия. Главным условием системы является объединение компонентов в единое целое – целостность. Существует великое множество и разнообразие систем: технические, политические, биологические, государственные, общественные, научные и пр.
Все системы имеют ряд общих качеств. Каждый элемент системы выполняет определенную специфическую функцию (задачу). Все элементы взаимодополняют друг друга. Действия элементов согласованы и упорядочены. Эта особенность определяется структурой системы. Она же определяет и ее свойства.
Информационной системой называется упорядоченная и организационно отобранная совокупность документов и информационных технологий, средств вычислительной техники и связи, которая реализует информационные процессы.
Информационные системы позволяют собирать, хранить информацию, обрабатывать и предоставлять ее в соответствии с определенными задачами. Поэтому они могут иметь несколько разновидностей: экономическая информационная система (ЭИС), автоматизированная информационная система (АИС), геоинформационная система (ГИС) и др. . Поэтому их делят на две большие группы – материальные и абстрактные. Первые представляют собой совокупность материальных объектов. А вторые являются результатом человеческого мышления (идеи, теории, гипотезы). Для нас представляет интерес экономическая информационная система.
Экономической информационной системой называется совокупность потоков информации (внешних и внутренних) об экономическом объекте, его взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами, методов, средств и персонала, занимающегося обработкой информации и принятием управленческих решений.
В сфере управления экономикой очень важным является автоматизация многих процессов, в том числе и получения и обработки информации.
Автоматизированной информационной системой называется система вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения, обслуживающий персонал (программисты, операторы и др.), обеспечивающая автоматизированный поиск и переработку информации.
Особенности информационных систем в налогообложении
В системе налогообложения информационные системы играют очень важную роль. Особенно это касается автоматизированной информационной системы. Она позволяет управлять органами налоговой службы (налоговой полиции), собирать и классифицировать информацию о налогоплательщиках. Кроме того применение АИС позволяет своевременно перерабатывать предоставленную в налоговые службы информацию для своевременного начисления правильной налоговой ставки.
Кроме того, автоматизированная информационная система существенно расширяет область решаемых налоговой службой задач. Она позволяет повысить уровень анализа (аналитичность) перерабатываемой информации и обоснованность принятых решений. Кроме того использование современной компьютерной техники существенно снижает трудоемкость деятельности налоговых служб, повышает рациональность их работы.
Внедрение в налоговую сферу автоматизированных информационных систем позволяет решать следующие вопросы:
- повысить эффективность деятельности налоговой системы путем повышения качества и оперативности принимаемых решений;
- повысить производительность труда сотрудников налоговой службы;
- улучшить информационное обеспечение налоговых служб всех уровней;
- повысить достоверность и объективность учета по взиманию налогов и их размерам, сделать этот процесс «прозрачным»;
- улучшить качество бухгалтерского учета;
- избежать коррупции в налоговой системе и в государственном аппарате;
- существенно сократить бумажное делопроизводство.