Налоги и налоговая система
Развитие человеческого общества связано с образованием государств. Это объективный процесс, связанный с развитием производства. Увеличение производительности труда приводит к появлению излишков. Далее следует расслоение общества и формирования институтов власти.
Государство – это совокупность органов, способов и методов управления населением, производством и обществом на определенной территории, система политической власти.
Появление государства неразрывно связано с выполнением им определенных функций. Для этого необходимы денежные средства. Они нужны и для содержания органов власти. Поступление необходимых средств можно обеспечить за счет принудительных платежей с населения или с производителей.
Обязательные безусловные и безвозмездные платежи физических и юридических лиц органам государственной власти, осуществляемые для обеспечения функционирования государства и его структурных подразделений, называются налогами.
Количество налогов, размер налоговых ставок, порядок их сбора определяется и регулируется государственным законодательством. В большинстве случаев каждое государство имеет отдельный свод законов о налогах и их взимании. Его называют часто налоговым кодексом. Все разнообразие налогов условно разделяется на следующие виды:
- прямые;
- косвенные;
- аккордные;
- подоходные.
Прямыми налогами называются налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства.
К таковым можно отнести налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п.
Косвенные налоги - это платежи за товары и услуги, которые уже включены в цену товара.
В данную категорию налогов включают налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.
Аккордные налоги – это налоги, которые устанавливаются государством не зависимо от уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента).
А подоходный налог - это определенный процент от дохода. В этой категории различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога. Вся совокупность налоговых сборов, свод законов и норм, определяющих принципы и порядок их установления и отмены, органы, занимающиеся взиманием налогов и контролем за их уплатой называется налоговой системой государства.
Налоговая система – это один из важнейших инструментов управления экономикой и формирования доходной части бюджетов всех уровней – от местных до общегосударственного (федерального). Налоговая система каждого государства может иметь свои специфические черты (особенности законодательства, структура органов, перечень налогов). Но все они выполняют одни и те же функции:
- фискальную;
- распределительную;
- регуляторную;
- функцию контроля.
Фискальная функция заключается в наполнении бюджета. Это одна из самых древних и основных задач налоговой системы. Собранные средства могут перераспределяться как между статьями бюджета, так и между бюджетами разных уровней. В этом суть распределительной функции налоговой системы.
Благодаря налоговой политике стимулируется деятельность отдельных предприятий и отраслей или, наоборот, сдерживается проникновение отдельных производителей на внутренний или внешний рынок. Кроме того происходит накопление средств на восстановление использованных возобновляемых ресурсов. Это и есть регуляторная функция налогов. Налоговая система позволяет контролировать состояние финансов как государства, так и субъектов налогообложения.
В настоящее время в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. Она представлена федеральными налогами, налогами субъектов федерации и муниципальными налогами. Любой налог является специфической формой финансовых взаимоотношений между субъектами налогообложения и государством, связанной с перераспределением определенной части внутреннего валового продукта и национального дохода.
Понятие о таможенной системе и ее задачах
С появлением внешнеэкономической деятельности начала формироваться и таможенная система государства. Таможенная политика представляет собой обязательный компонент государственной экономической политики (как внешней, так и внутренней). Она регулирует потоки финансов и товаров через государственную границу.
Таможенная политика представлена совокупностью нормативных документов, системой таможенных пошлин, акцизов и налогов, льгот и международных соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
Она является очень эффективным инструментом государственного влияния на предприятия и фирмы, занимающиеся внешнеэкономической коммерческой деятельностью. Она регулирует вопросы экспорта и импорта товаров. Также таможенная политика влияет на экономическую стратегию фирм-производителей.
Обязательным компонентом таможенной политики является таможенно-тарифная система. Именно она определяет размеры ставок и порядок их уплат. Таможенно-тарифная система страны должна соответствовать требованиям Генерального соглашения о тарифах и торговле Международного таможенного союза. В Российской Федерации законодательной базой таможенной политики является Таможенный кодекс.
Налоги в таможенной системе
Важнейшей составляющей таможенной политики является система налогов, которые в ней применяются. Как и налоговая система, таможенная система выполняет фискальную функцию, способствуя наполнению бюджета. Таможенные налоги оказывают регулирующее воздействие на субъектов хозяйственной деятельности. Они обеспечивают равномерное и позитивное развитие экономики страны, защищают экономическую безопасность государства.
В качестве инструмента таможенной политики, налоги взимаются таможенными органами. К этим налогам относятся такие косвенные налоги, как акцизы и налог на добавленную стоимость. Взимаются они через цену товара (они включены в нее).
Как и все налоги, таможенные сборы являются принудительными обязательными платежами. Именно потому таможенные сборы именуют таможенными налогами. Главное и существенное отличие таможенных налогов – это их общегосударственное значение. Они поступают только в государственный бюджет. Органы местной (муниципальной) и региональной власти не имеют права взимать таможенные налоги и сборы. А органы таможенной службы находятся в прямом подчинении центральному правительству страны.