Сущность налогов
Знакомясь с историей развития человеческой цивилизации, мы видим, что развитие общества на основе производства приводило к возникновению государственных образований. Этот процесс сопровождался возникновением такого явления, как налоги.
Налогами назывались обязательные платежи в пользу государства.
Современная трактовка данного термина несколько иная.
Налогами называются обязательные безвозмездные денежные платежи, которые принудительно взимаются органами власти различного уровня с юридических и физических лиц для финансового обеспечения функционирования государственного аппарата и его образований, государственных программ.
От пошлин и сборов налоги отличаются безвозмездностью характера проплат. Ибо пошлины и сборы, фактически, являются условием совершения плательщиками или в отношении плательщиков определенных действий. Введение и отмена налогов, способы и порядок налогообложения и сбора налогов определяется специальным налоговым законодательством (Налоговым кодексом).
Вся совокупность установленных в государстве налогов, принципы, формы и методы их установления и отмены, способы и органы взимания налогов, закрепленные законодательно образуют налоговую систему государства.
Задачи и функции налоговой системы
Государство без той или иной формы налогов не может обойтись налогов. Ведь необходимы средства для финансирования производства общественных благ, содержания государственного аппарата (органов власти), социальной защиты населения. Поэтому налоговая система выполняет ряд важнейших функций:
- фискальную;
- распределительную;
- регуляторную;
- функцию контроля.
Главной функцией налогов является фискальная. Это еще и самая древня функция налоговой системы. Она состоит в сборе денежных средств для формирования приходной части государственного бюджета. Поэтому уклонение от уплаты налогов считается тяжким преступлением.
Распределительная функция налогообложения заключается в возможности направить собранные средства для финансирования общественных и социальных нужд. Происходит также перераспределение налогового бремени в зависимости от доходов физических и юридических лиц. Это дает возможность осуществить поддержку социально незащищенных и малоимущих членов общества.
В зависимости от поставленных целей, государство применяет различные схемы налогообложения физических и юридических лиц. Поэтому в понятие регулирования входят такие составляющие, как стимулирование, дестимулирование и накопление средств для воспроизводства (восстановления) использованных природных ресурсов. Функция контроля позволяет государству следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов субъектами налогообложения.
Особенности становления и развития налоговой системы в СССР
С момента Октябрьской революции $1917$ года налоговая система царской России была разрушена. Началось формирование новой налоговой системы. Требовалась перестройка всей законодательной базы государства, изменения государственного аппарата. Всю историю развития налоговой системы СССР можно разделить на несколько периодов (этапов):
- период военного коммунизма;
- этап новой экономической политики (НЭПа);
- период $30$-х годов;
- период Великой Отечественной войны;
- послевоенный период ($1945 – 1985$ годы);
- период $1985 – 1991$ годов («перестроечный период», «горбачевские реформы»).
Каждый из этих периодов характеризуется особенностями внешней и внутренней обстановки. В зависимости от этого менялась государственная политика, цели и методы государственного воздействия. Менялась и структура государственного аппарата и государственной власти.
Период военного коммунизма
Планируя приход к власти, партия большевиков предполагала ввести поимущественный и прогрессивно-подоходный налог, отменить косвенные налоги на предметы первой необходимости. Параллельно планировалось установить высокие косвенные налоги на предметы роскоши. Но разразившийся финансовый кризис помешал осуществлению этих планов.
Наполнение бюджета происходило в основном за счет эмиссии бумажных денег, что вызывало их обесценивание и усиливало инфляцию. Другим источником поступлений в бюджет были контрибуции (принудительные денежные и натуральные поборы) на уровне местных органов власти. Применялось введение особых разовых налогов и введение продразверстки. Данная система не принесла желаемых результатов.
Период НЭПа
Переход к НЭПу сопровождался возрождением налоговой системы. Она представляла собой множественные налоги и сборы при многократном обложении торгово-промышленного оборота на всех его уровнях. Сюда входили прямые налоги (до $83$% всего бюджета) и косвенные налоги (в форме акцизов на потребительские товары).
Сбор проводился органами Народного комиссариата финансов и налоговыми комиссиями Последние представляли собой общественный орган, состоящий из представителей наркомата финансов (финансовых инспекторов) и исполкомов местных Советов. Данная система имела свои недостатки. Но она позволила оперативно решить стоящие перед государством на то время задачи и обеспечить увеличение поступлений в бюджет.
Налоговые реформы 30-х годов
В $30$-е годы происходят преобразования в структуре хозяйства СССР. Формируется и укрепляется обобществленный сектор (государственные и колхозно-кооперативные типы предприятий). Реформировались система государственных финансов и денежно-кредитная сфера.
В процессе реформ устранялись множественность платежей, реформировались формы платежей налогов государственных и кооперативных предприятий. Так, например, более $50$ существовавших ранее платежей были преобразованы в два основные – налог с оборота и подоходный налог. Преобладающая доля поступлений в бюджет приходилось на налоги от государственного и кооперативного сектора. Реформы соответствовали процессам централизации управления экономикой.
Дальнейшее развитие налоговой системы СССР
В последующие годы существенных изменений в налоговой системе не происходило. В годы войны были введены налоги на оборону (военный налог) и налог на холостяков и одиноких. Военный налог был отменен в $1946$ году.
В послевоенные годы был реформирован сельскохозяйственный налог. Кроме того были внесены изменения в виды налогообложения промышленных предприятий и колхозов. Подоходный налог с работающих удерживался централизовано при выплате заработной платы.
В период перестройки («горбачевские реформы») была коренным образом преобразована вся система налоговых платежей. Повышалась централизация экономики и роль экономических методов управления хозяйством на основе самофинансирования и хозрасчета. Разрабатывались налоговые меры стимулирования предпринимательской деятельности граждан.