Значение налоговой системы
За всё время существования Китайской Народной Республики существенные изменения претерпевала структура доходов и расходов бюджета. Это происходило наряду с глубокими экономическими реформами и непрекращающимся экономическим ростом в стране. Методы, работающие на государство и способствующие аккумулированию денежных средств необходимых ему, влияют на состав государственных доходов.
Налоговая система выступает институтом, средствами которого обеспечивается постоянное и необходимое перераспределение доходов, а итогом такой деятельности является повышение благосостояния общества и государства.
Китай занимает место среди лидеров по объему собираемых налогов. А налоговые сборы, в свою очередь, являются главным источником дохода для государства.
Характеристика налоговой системы Китая
Налоговая система Китая включает в себя восемь групп налогов:
- Налоги с оборота. В эту группу входят НДС, предпринимательский и потребительский налоги;
- Налоги с дохода. Это налог на прибыл предприятий, а также пропорциональный подоходный налог с физических лиц;
- Ресурсные налоги. Включают в себя налоги за пользование природными ресурсами и землями. Они отражают характер пользования государственными природными ресурсами;
- Целевые налоги. Также называются налогами специального назначения. Это налоги на городское строительство, занимаемые пахотные угодья, налог на инвестиции и передачу недвижимости;
- Имущественные налоги. Налоги с владельцев недвижимости и имущество переходящее в порядке наследования;
- Налоги с определённых действий. Налог на пользование автомобильным транспортом, государственная пошлина, гербовый сбор и другие;
- Сельскохозяйственные налоги, а также налог на животноводство;
- Таможенные пошлины.
Все налоговые поступления в Китае распределяются по уровням системы либо законодательно и независимо от характеристик субъекта, либо в зависимости от категории налогоплательщика.
Налогообложение физических лиц
К доходам физических лиц подлежащих налогообложению в Китае относятся доходы от заработной платы, доходы индивидуальных предпринимателей от производственной деятельности, доходы от подрядных операций, от вознаграждений за услуги, авторские доходы, непредвиденные доходы и иные.
Доходы от заработной платы и жалования облагаются налоговым сбором по прогрессивной ставке от пяти до сорока пяти процентов. Доходы индивидуальных предпринимателей также подлежат налогообложению по прогрессивной ставке от пяти до тридцати пяти процентов. В отношении всех иных видов доходов применяется пропорциональная ставка в размере двадцати процентов.
Отдельные виды доходов подлежат выводу из-под налогообложения и являются льготными. К ним относятся:
- премии за достижения в науке, образовании, технике, культуре, здравоохранении, охране природы, спорте и иные виды премий присуждаемых народными правительствами, министерствами и ведомствами различных уровней;
- процентные доходы от сберегательных вкладов и государственных облигаций;
- специальные государственные довольствия;
- благотворительные пособия и платежи в рамках материальной помощи;
- страховые выплаты; демобилизационные выплаты; поселенческие выплаты;
- доходы полученные дипломатическими и консульскими работниками.
Налоговое администрирование в Китае
Основным принципом организации налоговой системы является чёткое разграничение доходов центрального бюджета от дохода бюджетов иных уровней. Также стоит отметить принцип единства нормативно-правовой базы на всей территории страны который означает что все налоги и сборы имеет право как вводить так и отменять лишь государство, а также единство подхода к построению налоговой базы для всех налогоплательщиков во всём экономическом пространстве государства. Все платежи, налоги и сборы устанавливаются централизованно, а законодательный акт, посредством которого они установлены, действует на всей территории государства.
В Китае, государственными органами обладающими правом разрабатывать налоговое законодательство и определять соответствующую ей налоговую политику являются всекитайское собрание народных представителей и его постоянный комитет, государственный совет, а также министерство финансов. Эти органы разрабатывают и принимают нормативные документы в области налогообложения, формируют налоговую политику и осуществляют её администрирование.
Помимо выше указанных, вопросами налогообложения в Китае также занимаются и некоторые негосударственные институты. К ним относятся Образовательный центр, Центр информационных технологий, Центр обслуживания, Институт научных исследований в области налогов, Центр подготовки налоговых сотрудников, Налоговый колледж.
Налоговые организации подразделяются на территориальные и местные подразделения. К первым относятся департаменты подчиняющиеся непосредственно руководству администрации и представляют собой органами, отвечающими за сбор налогов находящихся под их юрисдикцией. Помимо этого они разрабатывают инструкции и разъяснения по исполнению налоговых обязательств в строгом соответствии с местными условиями. Местные налоговые инспекции находятся в ведении местных исполнительных органов, а также вышестоящих налоговых подразделений. Они отвечают за собственно сбор налогов и осуществляют управление налогообложением.
Основным направлением деятельности налоговых органов Китая является контроль использования налоговых льгот и осуществления торговых операций.
Налоговые органы имеют право корректировать налоговые обязательства организаций в том случае если совершенные сделки направлены на уклонения от уплаты налогов.
С целью повышения эффективности работы налоговой системы, а также снижения разнообразных административных издержек и решения множества других проблем, местные бюро имеют право передавать часть полномочий по взиманию налогов друг другу.
Таким образом, структура государственных органов занимающихся сбором налогов в Китае, представляет собой две параллельные системы подчиняющиеся Главному налоговому управлению Китая.