Экономическая сущность налоговой системы
Любая страна управляется государственной властью. Как правило, она не производит экономических благ, продажа которых позволила бы обеспечить деятельность государственного аппарата. Для того, чтобы содержать органы власти, осуществляющие управление, защиту и охрану социально – экономических потребностей общества, используется система налогов и сборов.
Налогообложение возникает при условии, что субъект, выплачивающий налог, принимает на себя обязательство по его уплате в пользу властного субъекта, осуществляющего управленческие и защитные функции на территории, к которой налогоплательщик себя относит.
Основным инструментом взаимодействия между государством и налогоплательщиками выступает налог. Он представляет собой определенный размер платежа, который гражданин или хозяйствующий субъект безвозмездно выплачивает в пользу нужд общества и государственного аппарата.
Принципиальным различием сбора и налога, является то, что сбор приносит плательщику определенные выгоды или бонусы от государства, предусмотренные законом.
Вся структура взаимоотношений, представленная процедурами установления и взимания налогов, называется налоговой системой страны. Она во многом определяется степенью развитости экономики страны, а так же исторически сформированными государственными институтами.
Налоговая система конкретной страны имеет свои особенности, сформированные под влиянием различных субъективных и объективных факторов. При совершенствовании системы государственная власть должна стремиться к соблюдению определенных принципов ее построения. К таким принципам относят:
- соразмерность налогового бремени, а так же равномерность его распределения между гражданами и организациями;
- конкретность форм и видов, сроков уплаты, принципов исчисления налогов;
- удобство совершения налоговых платежей для граждан и организаций;
- экономичность процедуры взимания налогов, выражаемая в соразмерности полученных сумм затратам на их сборы.
Факторы налоговой системы
Налоговая система страны является одной из принципиальных сфер деятельности государства. Обеспечение эффективной работы системы позволяет сбалансировать поступления в бюджет, помогает избежать дефицита бюджета, а так же проводить своевременное реформирование системы в целях ее адаптации к изменяющимся факторам рынка.
Взаимоотношения между государственным аппаратом и налогоплательщиками формируют среду, в которой функционирует система налогообложения. Все участники влияют на деятельность системы. Кроме того, она испытывает влияние различных экономических факторов на себя.
К макроэкономическим факторам, оказывающим влияние на налоговую систему страны относят:
- величину внутреннего валового продукта;
- доходы по статьям платежного баланса страны;
- темпы и уровень роста цен;
- процент безработицы;
- платежеспособность и общий уровень жизни населения;
- эффективность законодательного и правового регулирования отношений.
Помимо макроэкономических факторов большое влияние оказывают и микроэкономические факторы. Они формируются относительно коммерческих организаций и граждан, как налогоплательщиков. К микроэкономическим факторам можно отнести:
- выбранный вид налогообложения коммерческой организацией;
- использование налоговых льгот;
- доходность и успешность субъектов хозяйствования;
- затраты на формирование себестоимости продукции или услуг;
- эффективность системы формирования налоговой отчетности на предприятиях.
Особое влияние на систему налогообложения оказывает избранная налоговая политика внутри государства. Она оказывает прямое воздействие на уровень развития и роста доходности реального сектора экономики. Налоговая политика может выступать инструментом ликвидации диспропорций в накоплении капиталов в определенных отраслях экономики. Кроме того, определенный подход позволяет сохранить относительное социальное равенство и стабильность внутри общества.
Управление налоговой системы позволяет так же влиять на инфляционные тенденции в экономике страны, балансировать экспортно – импортные доходы государственного бюджета.
Отдельно стоит рассмотреть факторы, которые влияют на развитие налоговой системы страны. Можно выделить четыре основные группы факторов, а именно, степень развитости экономики страны, принципы взаимодействия государственного аппарата и рынка, действующая экономическая модель отношений, принцип государственного устройства конкретной страны.
Налоговая система во многом определяется успешностью и стабильностью экономики, испытывая ее непосредственное влияние на свою эффективность. При этом сама система налогообложения может выступать не только инструментом регулирования экономических перекосов, но и влиять на структуру взаимоотношений внутри экономики страны.
Формы налоговых систем
Факторы, влияющие на формирование систем налогообложения в различных странах, создают их специфические черты и особенности. Так соотношение определенных факторов позволяет классифицировать формы налоговых систем по следующим признакам.
В зависимости от степени налоговой нагрузки на плательщиков выделяют либерально – фискальные системы, характерные для стран Латинской Америки, а так же Японии, США, Австралии и Португалии. Здесь налоговое бремя составляет до 30% от внутреннего валового продукта.
Умеренно – фискальная нагрузка составляет от 30 до 40% и наблюдается в Швейцарии, России, Канаде, Греции. Жестко – фискальная нагрузка характерна для скандинавских стран и составляет свыше 40%.
По доле косвенных налогов выделяют подоходные, где косвенные налоги составляют не более 35%, умеренно – косвенные – от 35 до 50%, а так же косвенные – свыше 50%.
По степени централизации налогового управления в стране выделяют децентрализованные, централизованные и умеренно централизованные системы.
Так же классификация может производится в зависимости от неравенства доходов после взимания налогов. Здесь формируются такие модели, как прогрессивная, нейтральная и регрессивная.
В экономической теории принято выделять три формы налоговых систем: регрессивную, при которой ставка налога снижается при увеличении дохода; прогрессивную, при которой с ростом дохода плательщика увеличивается налоговое бремя; пропорциональную, при которой ставка налога применяется в одинаковом процентном отношении без учета изменения его доходов.