Что такое налоговое администрирование?
Налоговое администрирование — это одна из составляющей управления налоговой системой, в состав которой входит контроль соблюдения действующего законодательства в области налогообложения налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения действующих нормативных и правовых налоговыми органами, а также организационное и методическое обеспечение контрольной деятельности.
Стоит отметить, что понятие налогового администрирования включает в себя качество функционирования налогового аппарата, способного в ходе осуществления деятельности функционирования как выявлять факты несовершенства законодательства в области налогообложения, так и стремиться соблюдать наиболее важные требования налогообложения.
За всю историю функционирования отечественной налоговой системы сформирован конкретный механизм налогового администрирования.
На сегодняшний день основной задачей налогового администрирования является своевременное реагирование на всевозможные изменения как в национальной, так и мировой экономике, и налоговых правоотношениях.
В настоящее время можно наблюдать несовершенство отечественной системы налогообложения, а также существующие пробелы и проблемы системе напрямую оказывают негативное влияние как на развитие национальной экономики государства в целом, так и на деятельность отдельных хозяйствующих единиц и экономических субъектов, способствуя снижению уровня инвестиционной активности, что в большинстве случаев приводит к массовому уклонению от уплаты налогов и обязательных сборов, так называемому «бегству» капитала, сокрытию большей части доходов, существованию и расширению теневой экономики, следствием чего является снижение величины налоговых поступлений в бюджет государства.
Проблемы налоговой политики РФ
В настоящее время в отечественной налоговой системе можно отметить следующие проблемы:
- на ежегодной основе качество выполнения камеральных налоговых проверок, при том, что число налогоплательщиков растет на постоянной основе. Данный факт свидетельствует о том, что в целом недостаточно развит механизм выбора объектов проверки, так как на постоянной основе изменяете как состояние экономики в целом, так и деятельность налогоплательщиков, а также совершенствоваться методы сокрытия и неуплаты доходов и стремительно развивается теневой бизнес;
- проблемы правового характера. Как было отмечено ранее налоговое ориентировано, в первую очередь, на соблюдение действующего в области налогообложения законодательства всеми участниками налогового процесса. В настоящее время проблема проявляется в том, что российское налоговое законодательство недостаточно неустойчиво, а также запутанно и во многих моментах противоречит экономическим реалиям;
- необходимость снижение документооборота Одним из методов снижения документооборота, что оказывающих положительное влияние на систему, является формирование по итогам выполненной налоговой проверки сразу акта, а не справки, которая выступает в качестве промежуточной документации, что позволит налоговым органами сократить затраты на осуществление налоговой проверки;
- проблема «Фирм-однодневок», «Мест массовой регистрации», «Схемы с участием офшорных компаний». Зачастую юридические лица регистрируются на студентов, пенсионеров, безработных, лиц без определенного места жительства, после чего с помощью таких фирм осуществляется мошенническая деятельность;
Среди путей решения перечисленных выше проблем можно выделить следующие мероприятия:
- выделение на постоянной основе финансовых ресурсов из государственного бюджета именно на цель закупки и обновления техники, информационных систем, программного обеспечения и ПК, которые отвечают самым современным требованиям безопасности;
- разработка и внедрение каналов связи, которые бы позволили сохранить сведения во время обмена данными между органами власти и своевременно их получать;
- закрепление зон ответственности за всеми органами власти за несвоевременное предоставление сведений и несение дисциплинарных взысканий в случае выявления нарушений;
- закрепление на законодательном уровне дополнительного времени обработки информации налоговыми органами при постановке на учет для реализации мероприятий предпроверочного анализа учредителей, мест регистраций фирм, что позволит в значительной степени сократить число фирм-однодневок, с помощью которых осуществляется сокрытие доходов, минимизация налоговых платежей.
Причина некоторых проблем в значительной степени сведена к тому, что происходит неточное толкование законодательных и правовых документов, регламентирующих область налогообложение, связанное с трудностями терминологий введения в отечественную практику правовую систему иностранных правовых конструкций.
Перспективы развития налоговой политики
В качестве перспектив развития налоговой политики государства можно выделить следующие:
- ориентация на прецеденты судебных разбирательств предыдущих периодов, дальнейшее внедрение и применение современных технологий работы, в частности и по отбору налогоплательщиков;
- совершенствование структуры контакта и взаимоотношений налоговой инспекции и налогоплательщиков;
- переподготовка и повышение квалификации работников налоговых служб с ориентацией на выстраивание более лояльных отношений с налогоплательщиками.
Система налогового администрирования должна быть максимально эффективной с точки зрения первостепенной цели любого государства, которую можно сформировать следующим образом: обеспечение необходимого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня затрат на исполнение налогового законодательства.
Сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, которое сочетает в себе интересы как государства, так налогоплательщиков, выступает в качестве наиболее важной составляющей преобразований в РФ.