Теория налогообложения - это раздел экономической науки, который занимается изучением методов и практик введения и отмены налогов, установления налоговой ставки, начисления и взимания налогов, определения объектов налогообложения, расчёта налоговой базы, сроков уплаты налогов и т.д.
Общее представление об экономической теории налогообложения
Издавна одним из главных элементов любой экономической системы была система налогообложения. Этот социально-экономический феномен был создан государством для того, чтобы финансировать мероприятия по удовлетворению общих (общественных) потребностей (в обороне, в правоохранительной деятельности, в социальной помощи и т.д.).
Существующие и функционирующие системы налогообложения стали объектом научных интересов и исследований экономистов. С течением времени, когда происходило накопление результатов исследований, а их глубина все увеличивалось, произошло образование отдельного самостоятельного раздела экономической теории - теории налогообложения.
Объектом теории налогообложения является налог, т.е. обязательный безвозмездный индивидуальный платеж, который взимается с физических и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств и их перечисления в государственный бюджет в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налог рассматривается как системное понятие, которое включает в себя следующие объекты:
- Налогоплательщики;
- Объект налогообложения;
- Налоговая база;
- Налоговый период;
- Налоговая ставка;
- Порядок исчисления налога;
- Порядок и сроки уплаты налога.
В качестве предмета теории налогообложения зачастую выступает налоговая политика государства. Она заключается в принятии налоговыми органами государства мер по изменению параметров выше перечисленных элементов налогообложения, что сказывается как на самом процессе налогообложения, так и на всем социально-экономическом развитии страны.
Сущность теории налогообложения проявляется в тех функциях, которая она выполняет. На данный момент основными функциями теории налогообложения являются:
- Синтетическая и методологическая функции - теория налогообложения интегрирует множество видов деятельности, осуществляемых в данной сфере;
- Исследовательская (познавательная) функция - выявление закономерностей, которые действуют в сфере налогообложения;
- Аксиологическая функция - выражение общих ценностей через формулирование принципов налогообложения (например, справедливости, солидарности, объективности);
- Регулятивная (проектно-конструктивная) функция - получение рекомендаций насчет такого изменения действующей системы налогообложения, которое способствует социально-экономическому развитию;
- Мировоззренческая (экзистенциональная) функция - определение того, какое отношение к налогообложению складывается в обществе, и того, как налогообложение влияние на общественные настроения.
При рассмотрении аксиологической функции были упомянуты некоторые принципы налогообложения. Стоит указать, что принципы являются основополагающими началами, откуда исходит вся практическая деятельность, осуществляемая в налоговой сфере. Поэтому теория налогообложения уделяет большое внимание данному вопросу.
Базисными принципами налогообложения в настоящий момент признаны его всеобщность (охват всех возможных форм экономической выгоды), определенность (четкий порядок действий), соразмерность (адекватность принимаемых мер), равномерность (касательно налогоплательщиков), нейтральность (предотвращение создания преимуществ в хозяйственной деятельности). Кроме того, можно еще назвать простоту и удобство, экономическое основание и экономичность налогов.
Общее представление о налоговой политике государства
Налоговая политика государства представляет собой отдельное направление государственной экономической политики, проводимой в области налогов и сборов. Как правило, за разработку налоговой политики государства отвечает министерство финансов. Реализацией налоговой политики государства занимается специализированный государственный орган (например, в России - это Федеральная налоговая служба).
Разработка налоговой политики государства преимущественно заключается в выборе видов налогов, величин налоговых ставок, круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых льгот. Сделанный выбор впоследствии закрепляется в законодательных актах. Обеспечение соблюдения норм этих актов означает реализацию налоговой политики.
Выбор налоговой политики государства зависит от социально-экономического строя, состояния экономики и финансов страны. Обычно выбор совершается между следующими формами налоговой политики государства:
- Политика максимальных налогов (увеличение числа налогов, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот);
- Политика экономического развития (уменьшение числа налогов, снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот);
- Смешанная политика, в рамках которой сочетаются отдельные приёмы двух предыдущих форм.
Кроме всего прочего, налоговая политика государства может быть представлена в одной из двух исторических сложившихся моделей. Либерально-ограниченная модель налоговой политики государства предполагает ограничение государственного вмешательства в экономические процессы и обеспечение роста денежных доходов населения за счет частной инициативы (поэтому уровень налогового бремени обычно не высок). Социально-нагруженная модель налоговой политики государства, наоборот, характеризуется высокими налоговыми ставками, благодаря чему государством поддерживается в стране высокий уровень социальных гарантий населению в виде обеспечения занятости и сокращения экономического неравенства.