Японская экономическая модель – это совокупность принципов, форм, структур, процедур ведения хозяйственной деятельности, которые сложились и преимущественно используются в Японии.
Социально-экономическая характеристика Японии
Япония является страной с высоким уровнем социально-экономического развития. Это подтверждается множеством рейтингов, статистических показателей, результатов исследований и экспертных оценок.
В частности, Япония находится в числе стран мира, лидирующих по показателям глобальной конкурентоспособности (5-е место), инновационного развития (4-е место), человеческого развития (17-е место), валового внутреннего продукта (5-е место).
Кроме того, Японию наиболее ярко характеризуют следующие данные:
- средняя продолжительность жизни японцев – 83 года (в среднем по ОЭСР – 80 лет);
- удовлетворенность японцами жизнью – 86% (в среднем по ОЭСР – 76%);
- уровень грамотности населения – 540 баллов (в среднем по ОЭСР – 497 баллов);
- чистый доход семьи – 25 066 долларов (в среднем по ОЭСР – 23 938 долларов);
- обеспеченность жильем – 1,8 комнаты на одного человека (в среднем по ОЭСР – 1,6 комнаты) и др.
Описанный уровень социально-экономического развития был достигнут Японией во второй половине ХХ века благодаря формированию и функционированию особой модели национальной экономики.
Отличительные черты японской экономической модели
В основе японской экономической модели лежит планирование и координация деятельности правительства и частного сектора. В данном случае речь идет про существование в Японии системы ориентиров и приоритетов. Правительство занимается экономическим планированием, которое носит рекомендательный характер и в основном выражается в принятии и реализации государственных программ. Последние направляют частный сектор и отдельные звенья японской экономики на выполнение определенных общенациональных задач.
В сравнении с другими промышленно развитыми странами мира Япония характеризуется низким уровнем налогового бремени частного сектора. Данное конкурентное преимущество и весомый аспект инвестиционной привлекательности базируются на том, что Японии после окончания Второй мировой войны было запрещено иметь собственные вооруженные силы (армию). Следовательно, у японского правительства нет необходимости выделять на оборону средства государственного бюджета.
Важной особенностью Японии с точки зрения ее участия в международных экономических отношениях является поддержание курса национальной валюты – йены – на заниженном уровне для того, чтобы цены на товары, экспортируемые японскими предприятиями, были достаточно привлекательными для потребителей на мировых рынках.
Отличительными чертами японской экономической модели являются:
- долгосрочная ориентация на инвестирование средств в промышленный сектор экономики;
- наличие тесной взаимосвязи между промышленностью и финансовым рынком;
- функционирование упорядоченной многоуровневой системы интеграций хозяйствующих субъектов.
Японские фирмы упорядочиваются в различных формах, наиболее распространенными из которых считаются разновидности вертикальной (иерархической) интеграции «кэйрэцу». Их возникновение обуславливается естественной ориентацией технологических цепочек смежников к конечному продукту.
Упорядоченные группы пирамидальных «кэйрэцу» сверху как бы укрыты куполами. Так называют упорядочение системы горизонтальной интеграцией «сюданами».
Тесная связь хозяйствующих субъектов друг с другом выражается через механизм перекрестного владения акций. Благодаря этому механизму в японской экономике образуются корпоративные группы. Подобные группы мобилизуют капитал на коллективной основе посредством банка группы.
Корпоративные отношения как основа японской экономической модели
В Японии мобильность трудовых ресурсов преимущественно имеет место либо внутри компаний, либо между тесно взаимодействующими друг с другом крупными копаниями. В последнем случае используется такой механизм, как лизинг рабочей силы. Он представляет из себя наем работников с последующим их предоставлением в распоряжение другому работодателю.
Японские предприятия отличаются наличием собственной корпоративной философии, основными принципами которой являются гармония, искренность, сотрудничество, вклад в улучшение жизни общества. В сознании японского общества трудовая жизнь равноценна личной, поскольку индивидуальное выживание и развитие человека находится в зависимости от выживания и развития предприятия, на котором он работает. Следовательно, японцы отождествляют себя со своими компаниями и выражают готовность разделить их судьбу.
Японский стиль управления основывается на убеждении, а не на принуждении работников. В японской фирме начальник нацелен, прежде всего, на полное использование знаний, умений, навыков каждого работника. Эта цель достигается посредством формирования гармоничных отношений в рабочем коллективе, отсутствия выделения руководителей из массы подчиненных, оказания сотрудникам необходимой поддержки.
В Японии управление человеческими ресурсами во многом осуществляется за счет деятельности на базе компаний профсоюзов, которые объединяют их постоянных работников. Они включают в свой состав как производственных рабочих, так и офисных работников – они все в равной степени защищаются профсоюзом и участвуют в управлении его делами.
Активное участие работника в делах своей фирмы в Японии стимулируется и мобилизуется за счет постоянно действующих систем совместных консультаций. В их рамках между руководителями и подчиненными происходит регулярный обмен информацией о своих делах и планах. Благодаря этому работник в большей мере предан компании и честнее относится к своей работе.