«Великий шелковый путь» - это торговый путь, т. е. караванная дорога, которая в древности и в Средневековье связывала Восточную Азию со Средиземноморьем.
Основные сведения о Великом шелковом пути
Человечество развивалось, помимо прочего, через осуществление торговли, для чего прокладывались торговые пути. Одним из глобальных торговых путей был Великий шёлковый путь. Он в древности и в Средневековье связывал Восточную Азию со Средиземноморьем.
Название Великого шелкового пути обусловлено тем, что он преимущественно использовался для вывоза шёлка из Китая. Этот торговый путь был создан во II веке до нашей эры по инициативе древнекитайских императоров.
Начало Великого шелкового пути находилось в столице Древнего Китая – Сиане. Далее он шел в Ланьчжоу и в Дуньхуан. В последнем городе Великий шелковый путь раздваивался – на северную и южную дороги. В основном они проходили через казахские степени, территории современных Таджикистана и Кыргызстана, а оттуда – в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря.
Великий Шёлковый путь совокупно просуществовал около 1700 лет, завершив свою миссию во времена индустриализации. Торговая магистраль успешно развивалась и была популярной благодаря действию ряда факторов. Основные их них заключались в следующем:
- Высокий уровень развития торговых путей, которые образовали Великий Шелковый путь, налаженная в этих местах система межгосударственной торговли;
- Китайские товары (шёлк и фарфоровые изделия) пользовались большой популярностью в высших слоях европейского общества (Греция, Рим, Византия), благодаря чему Китай зарабатывал колоссальные прибыли;
- Великий Шелковый путь процветал благодаря обеспечению на всем его протяжении стабильной обстановки за счет либо разделения сфер влияний между крупными державами, либо созданием огромнейшей империи.
Великий Шелковый путь использовался для транспортировки шелка и специй. При этом путешествовали не люди, товары и технологии, которые проходили через десятки рук. Для их транспортировки чаще всего использовали ишаков и верблюдов. Их количество в караванах варьировалось от 3 до 300.
Великий Шёлковый путь был значимым фактором экономического и культурного развития Средней Азии, Передней Азии, Кавказа, установления связей между народами этих регионов. Он, например, способствовал распространению инноваций:
- В технологиях (способы производства шёлка, пороха, бумаги и т.п.);
- В искусстве (новшества в архитектуре, музыке, танцах, изобразительном искусстве);
- В религии (распространение вероучений христианства, ислама, буддизма, манихейства).
При этом почти все технологии (за исключением, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении. В частности, речь идет про, так называемые, четыре великих китайских изобретения: компас, порох, бумага и книгопечатание.
Маршруты Великого шелкового пути также открыли путь прохода для исследователей, которые стремились лучше понять культуру и географию Дальнего Востока. В частности, Великий шелковый путь был использован венецианским исследователем Марко Поло для того, чтобы путешествовать из Италии в Китай и обратно. Эти путешествия легли в основу книги «Путешествия Марко Поло», которая позволила европейцам лучше понять азиатскую торговлю и культуру.
Значение и роль Великого шелкового пути обуславливают большое число предложений по возрождению этого торгового пути или по созданию его современного аналога. В частности, в настоящее время пропагандируется китайская стратегическая программа «Один пояс и один путь», в рамках которой будет создан Новый шёлковый путь, включающий ряд морских и сухопутных путей.
Торгово-экономические особенности Великого шелкового пути
Шёлковые ткани и шёлк-сырец были самой популярной продукцией на Великом Шёлковом пути. Шёлк всегда очень ценился в европейских странах. Его стоимость была выше стоимости золота, поэтому шелк зачастую использовался В Евразии как валюта (вместе с драгоценными металлами). Кроме того, нельзя не отметить, что шелк был легким товаром в плане транспортировки между странами.
Главным экспортёром шелка была Китайская империя, которая до VI века нашей эры была монополистом на данном товарном рынке. Впоследствии конкурентами Китая в торговле шелком и изделий из него стали государства Средней Азии.
В Средневековье Китай использовал Великий Шелковый путь для активной и успешной торговли чаем и фарфоровыми изделиями (например, посудой, украшениями, различными фигурками и т. д.). Страны Центральной Азии и Ближнего Востока, через которые проходил торговый путь, специализировались на изготовлении хлопчатобумажной и шерстяной ткани. Причем эти товары шли не только в Европу, но и в Китай, где они пользовались спросом.
Государства Южной и Юго-Восточной Азии поставляли особо ценные товары, а именно – имбирь, корицу, гвоздику, мускатный орех, чёрный перец и т.д. Цена на них в Европе была очень высокой, потому что они успешно использовались для консервации различных продуктов и для производства лекарств.
Западноевропейские государства не производила/добывала товары, которые были бы по количеству и качеству равными восточным товарам. В связи с этим за их приобретение европейцам нужно было расплачиваться драгоценными металлами: золотом и серебром.
Большая утечка ценных металлов ухудшала экономическое положение стран Западной Европы. Ответом на это событие стало появление в XVI веке теории запрета вывоза полноценной монеты на Восток, однако на практике они не возымели эффективного действия.
Таким образом, Великий шелковый путь в течение нескольких столетий связывал между собой большое число регионов, что способствовало укреплению торгово-экономического, политического и культурного сотрудничества стран.