Общие сведения о бюджетной системе Великобритании
Важной частью современной экономической системы Великобритании, экономика которой (как и других развитых стран мира) в настоящее время социально ориентирована, является экономика общественного сектора. Повышение экономической роли государства в последние десятилетия связано с углублением провалов рынка, повышением потребности населения в общественных благах, необходимости поддержки национального бизнеса, участвующего в мировой экономике. Одним из основных элементов экономики общественного сектора, с помощью которого перераспределяется значительная доля валового внутреннего продукта, является бюджетная система страны.
Бюджетная система – это совокупность всех действующих на территории страны бюджетов. Её структура и организационные принципы построения определяют бюджетное устройство страны, а оно, в свою очередь, обуславливается административно-территориальным устройством государства.
В частности, Великобритания является унитарным государством, а потому её бюджетная система состоит из двух звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. Сегодняшняя система управления местными органами власти Великобритании действует с 1975 года, когда были установлены два звена (муниципальных единиц): графства (56) и округа (482).
Особенностью бюджетного процесса в Великобритании является то, что он начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Бюджетный процесс состоит из следующих четырёх стадий:
- составление казначейством проекта государственного бюджета и его рассмотрение кабинетом министров;
- утверждение проекта государственного бюджета парламентом (Платами Общин и лордов) и его подписание королевой;
- кассовое исполнение банком Великобритании государственного бюджета и осуществление ревизорами контроля за этим процессом;
- составление отчета об исполнении бюджета и предоставление его для утверждения в парламент.
Мобилизация доли валового продукта Великобритании в государственный бюджет
Главным источником доходов бюджетной системы Великобритании являются налоговые поступления. Именно налоги позволяют мобилизовать в бюджетную систему страны значительную долю произведённого на территории страны валового продукта и перенаправить её в другие сферы экономики.
В среднем, через бюджет перераспределяется около одной трети всего ВВП Великобритании.
В результате реформы 1973 года в налоговую систему страны были внесены существенные изменения: был введен налог на добавленную стоимость, перестроены подоходный налог и налог на прибыль организаций.
Среди прямых налогов в Великобритании основным является подоходный налог, за счёт которого обеспечиваются две трети поступлений от прямых налогов. Все возможные доходы граждан в зависимости от источников подразделяются на шесть частей (шедулы), которые отличаются особым порядком налогообложения:
- доходы от имущества;
- доходы от лесных массивов;
- доходы от государственных ценных бумаг;
- прибыль от производственно-коммерческой деятельности;
- трудовые доходы;
- дивиденды и другие распределяемые доходы компаний.
Ставка подоходного налога зависит от суммы полученного дохода: при сумме до 4300 фунтов – ставка 10%, от 4301 до 27100 фунтов – 22%, свыше 27100 фунтов – 40%.
Второе место после подоходного налога по обеспечению государственного бюджета Великобритании доходами занимает косвенный налог на добавленную стоимость (17%). В настоящее время стандартная ставка НДС составляет 20%, кроме неё в отношении некоторых, социально значимых благ действует пониженная (5%) или «нулевая» ставка.
Также крупные поступления дают акцизы на горючее, табак, пиво и спиртные напитки.
Анализируя структуру доходов бюджета Великобритании, можно сделать вывод о том, что органы государственной власти в большей степени обременяют корпоративный сектор экономики, с которого взимается наибольший объём налогов.
Распределение бюджетных средств органами власти Великобритании
В последнее время при формировании бюджета органы государственной власти в Великобритании, прежде всего, стремятся решить следующие задачи, которые в своей совокупности способны обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны:
- обеспечение макроэкономической стабильности национальной экономики посредством поддержки британских производителей;
- интенсификация государственного регулирования финансовых рынков, направленного на обеспечение стабильности национальной финансовой системы;
- долгосрочное инвестирование в приоритетные отрасли национальной экономики;
- стимулирование занятости трудоспособного населения и приоритетная поддержка нетрудоспособных граждан;
- инвестирование в сектор социальных услуг и повышение качества государственных услуг;
- оказание адресной помощи товаропроизводителей, которые используют «зелёные» (экологически чистые) технологии.
В структуре британского бюджета значительный удельный вес принадлежит социальным расходам. К ним относятся расходы на социальную защиту населения (28%), на здравоохранение (17%) и на образование (13%). На прочие отрасли направляется не более 6% бюджетных ассигнований.
По мнению экспертов, социальная ориентация государственного бюджета Великобритании и соответствующий ему пересмотр его расходной части позволит не только предоставить населению большинство социальных гарантий, но и обеспечить в долгосрочной перспективе экономический рост экономики страны.