Малый и средний бизнес
Малый и средний бизнес – это формы организации экономической деятельности, отвечающие нормам, закрепленным в законодательстве страны.
Рыночная экономика придерживается принципов свободного предпринимательства. То есть каждый субъект может открыть свое дело и развивать его, руководствуясь собственными коммерческими интересами или иными экономическими выгодами. Отнесение предприятия к малому или среднему бизнесу осуществляется согласно установленным законодательством страны нормам. Например, в России малым предприятием считается организация с численностью работников не более 100 человек и с оборотом не более 800 миллионов рублей в год.
Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в развитие экономики регионов и национального хозяйства в целом. Они более чутко реагируют на любые изменения в системе хозяйствования. Эти предприятия имеют непосредственное отношение к покупателям, поэтому лучше понимают их потребности и особенности спроса. На базе малых и средних компаний внедряются и развиваются инновационные продукты. Здесь легче установить и реализовать потенциал нового технического оборудования, отработать новые технологические процессы.
В развитых странах предпринимательство составляет основу экономики. Средний и малый бизнес создают рабочие места, принося до половины совокупного дохода в год. В развивающихся странах малые и средние предприятия находятся в более слабой позиции относительно крупного бизнеса. Особенности их поддержки со стороны государства зависят от специфики становления и развития национального хозяйства.
Таким образом, средний и малый бизнес являются основной экономики. Они формируют рабочие места, являются фундаментом для модернизации и инновационной деятельности. Именно малые и средние предприятия быстрее всего реагируют на изменения в системе хозяйствования.
Особенности среднего и малого бизнеса в развитых странах
Развитые страны являются передовыми экономическими державами. В них малый и средний бизнес развивается быстрыми темпами. Он формирует средний класс общества, который создает основной объем спроса, что важно для экономического развития и роста на национальном уровне. Сегодня процент таких предприятий в развитых странах колеблется от 70 до 90%. В США этот показатель составляет 53%, в Японии – почти 72%. Европейский Союз отличается тем, что только 1% предприятий относится к среднему бизнесу, а вот остальная доля принадлежит малым предприятиям. При этом средний бизнес в Европе обеспечивает до 20% оборота предприятий и предоставляют 17% рабочих мест для населения ЕС.
В Европе существует уникальная система поддержки малого и среднего бизнеса. Со стороны государства им оказываются следующие виды помощи:
- Финансирование.
- Оптимизация нормативно-правовой базы и административных процедур.
- Создание союзов и ассоциаций предпринимателей.
- Поддержка работы рыночного механизма.
- Повышение уровня справедливой конкуренции.
- Стимулирование духа предпринимательства.
Государство проводит обучение и повышение квалификации для кадров, которые работают в секторе малого и среднего бизнеса. Частная банковская система кредитует предприятия. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по организации маркетинга, инновационной деятельности, оптимизации поставок факторов производства.
Поддержка бизнес в ЕС приобрела новую интерактивную форму в последние годы. Например, есть Континентальная сеть поддержки, которая представляет собой информационные портал, объединивший более 600 организаций, выполняющих роль посредника между предпринимателями и властью. Отсюда бизнес может легко и быстро получить всю новую информацию по своей отрасли, технологиям, экономической ситуации в экономике ЕС и мира в целом.
В США действует более 20 миллионов предприятий малого бизнеса. Они обеспечивают рабочими местами до половины жителей страны. В стране существует организация, занимающаяся защитой интересов бизнеса. У нее есть представительства на разных уровнях, что позволяет распространять политику организации во всех регионах.
Особенности среднего и малого бизнеса в развивающихся странах
Развивающиеся страны опираются на промышленность, далее по производительности в них идут сельское хозяйство, транспорт и торговля. Малые предприятия в таких странах показывают высокую производительность труда. Они с меньшими затратами способны удовлетворить потребности населения в определенных товарах и услугах. Средний и малый бизнес положительным образом сказываются на доходах бюджета. Так же они повышают роль предпринимательства в экономике.
Если в развитых странах механизмы государственной поддержки предпринимательства существуют уже более 50 лет, то в развивающихся экономиках эти институты только формируются. Особенности структуры национального хозяйства так же влияют на оказание поддержки бизнесу. Например, Россия является сырьевой страной, где малый и средний бизнес развиты незначительно. Большая часть финансовых ресурсов сосредоточена у крупных предприятий, поэтому помощь со стороны государства требует субсидирования, либо стимулирования сотрудничества между крупным и малым бизнесом.
Механизм стимулирования в странах с более устоявшимися институтами отталкивается от грамотного эффективного законодательства. Так же государством предоставляются налоговые льготы, налоговые каникулы для разных направлений бизнеса. Еще одним важным направлением стало создание консалтинговых организаций, которые предоставляют информационные и аудиторские услуги бизнесу.
Основная проблема развивающихся экономик заключается в их нестабильности и подверженности влиянию мировых кризисов. Со стороны государства должна проводиться активная политика по стабилизации макроэкономических параметров, что даст возможность более активно развиваться внутренним структурам. Развивающиеся страны находятся на пути становления регулирующих институтов, способных учесть особенности ведения малого и среднего бизнеса на их территориях.