Развитие цифровой экономики
Мир непрерывно изменяется, в последние годы стремительными темпами растут передовые технологии и инновации, повышается их роль в экономическом развитии. Новейшие технологии способствуют увеличению эффективности производственных и бизнес-процессов. По мере проникновения новых технологий изменяются традиционные методы и подходы в работе.
В 1995 году канадским специалистом в области бизнеса и консалтинга Д. Тапскоттом был предложен новый термин, характеризующий общемировые тенденции – «цифровая экономика». В своих работах ученый описывает изменение услада жизни общества под воздействием информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, цифровая экономика – это экономика, которая основана на информационно-коммуникационных технологиях.
Развитие цифровой экономики является двигателем процессов глобализации.
Цифровые технологии оказывают влияние на экономику не только на глобальном, но и на локальном уровне. С развитием в последние годы новых технологий появились огромные рынки сотовой связи и интернет-услуг.
Выделяют следующие этапы развития цифровой экономики:
- На первом этапе появилась глобальная компьютерная сеть Интернет, которая получила свое развитие в 1980-х годах;
- На втором этапе существующие в реальности хозяйствующие субъекты: фирмы, магазины, торговые сети, банки, переходили в виртуальный мир, создавалась электронная форма ведения бизнеса;
- Третий этап связан с появлением виртуальных товаров и электронных денег. В результате в цифровой экономике появилась своя собственная денежная система, что позволило ускорить темпы роста.
Цифровая экономика отличается от реальной экономики следующими особенностями:
- Виртуальный характер цифровой экономики. Она существует только в виртуальном мире;
- Зависимость от компьютерной техники и телекоммуникационных сетей. Если исчезнут телекоммуникационные сети и компьютерная техника, то цифровая экономика перестанет существовать;
- Производители и потребители непосредственно взаимодействуют между собой. С развитием информационных технологий стало возможным «состыковать» производителя с конечным потребителем. Сокращается длинная цепочка посредников;
- Персонифицированность. В цифровой экономике производятся товары и оказываются услуги, отвечающие требованиям не среднестатистических потребителей, а каждого клиента в отдельности;
- Высокий темп роста. Глобальная сеть Интернет способствовала увеличению доступности товаров и услуг для потребителей, что привело к востребованности продуктов и развитию цифровой экономики;
- Наличие виртуальных товаров и электронных денег, которые в реальной экономике не могут существовать.
Масштабы и распространение цифровой экономики
Поскольку использование цифровых технологий наблюдается практически во всех сферах деятельности человека, то провести оценку рыночного объема цифровой экономики достаточно сложно.
Согласно отчету МСЭ за 2016 год наиболее развитыми странами в области ИКТ являлись: на первом месте Республика Корея, затем следовали Исландия, Дания и Швейцария. США занимали 15 место, а Россия находилась на 43 месте.
Очевидно, что отрасль цифровых сервисов постоянно растет, между тем измерение объемов данного рынка является предметом споров. Совокупная глобальная доля цифрового сектора по некоторым данным составляет 5% от общемирового ВВП.
В сфере ИКТ отмечается снижение числа выдаваемых ежегодно патентов. Причиной этому становится развитие цифровой экономики. Инновации в ИКТ подразумевают уменьшение рабочих мест и ускорение производственных процессов, а также сокращается жизненный цикл продуктов, но растет время рассмотрения патентов.
В развивающихся странах непрерывно растет электронная торговля. Большинство пользователей на сегодняшний день используют для покупок в интернете свои мобильные телефоны. Показательным является тот факт, что темпы роста электронных продаж в 4 раза превышают темп роста продаж мировой торговли. Лидируют в электронной торговле Китай и США.
Тренды цифровой экономики в РФ
Цифровая экономика России имеет пять основных трендов:
- Кибербезопасность. Вопросы кибербезопасности выходят на новый уровень при росте объемов электронной торговли и развитии робототехники, а также при участившихся кибератаках. В США выделяется на обеспечение кибербезопасности 19 млрд. долл., а во всем мире более 80 млрд. долл. В России же на кибербезопасность затрачивается более 55 млрд. руб. Интерес к развитию данной отрасли проявляют в первую очередь промышленная, банковская и государственная сферы. Например, в 2017 году банковской сфере России от внешних атак был нанесен ущерб в 2,5 млрд. руб.
- Трансграничное сотрудничество. Отечественные предприятия активно присоединяются к международным альянсам, которые задают технологические стандарты на будущее.
- Создание единых IT-платформ, что позволит синхронизировать цифровые разработки, стимулирует создание объединений, которые будут заинтересованы в качественно новых технологических решениях. Например, летом 2017 года «Яндекс» и «Сбербанк» договорились о создании общей площадки электронной торговли на базе «Яндекс.Маркет». другим ярким примером является объединение Uber и «Яндекс.Такси».
- Цифровизация государственных услуг. Осуществляя цифровизацию, государство создает стимул для компаний к развитию высокотехнологичных ресурсов и задает некоторые границы внедрения информационных технологий. Согласно программе «Цифровая экономика» Россия планирует обеспечить доступ к сети Интернет населению, проживающему в отдаленных районах, размещать государственные документы в облачных хранилищах, предоставлять более 80% государственных услуг в электронной форме.
- Развитие B2B-марктплейсов, которые приходят на замену морально устаревшим электронным площадкам. В рознице потребители уже привыкли пользоваться агрегаторами товаров и услуг, бизнес тоже нуждается в комфортных условиях для онлайн-покупок. Примером является площадка Yorso, где удобно производить поиск больших объемов морепродуктов.