Понятие и виды затрат на содержание детей
Затраты – это количество ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности для выполнения конкретных задач.
Затраты, зачастую, приобретают стоимостное выражение. Это позволяет оценить их объемы в выручке, расходах домашних хозяйств и организаций.
Одной из разновидностей затрат являются затраты на детей. Они представляют собой совокупность ресурсов, направляемых на содержание и развитие подрастающего поколения. В состав затрат на детей входят:
- Расходы на питание.
- Расходы на приобретение непродовольственных товаров. Это средства гигиены, лекарственные средства.
- Расходы на развитие, включающие оплату кружков, секций, развивающих занятий.
- Затраты на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности. Сюда входит оплата услуг ЖКХ, приобретение одежды, обуви.
При этом, в каждом регионе устанавливается прожиточный минимум на детей разных возрастных групп и формируется потребительская корзина – минимальный набор товаров и услуг, требующийся для нормального существования и развития ребенка. Опять-таки, она видоизменяется для разных возрастных групп детей.
Рассмотрим затраты на содержание детей раннего возраста.
К ним относятся все расходы семьи, родителей, опекунов, связанные с приобретением товаров непродовольственного характера – мебели для новорожденного, одежды, средств гигиены, различных бытовых приспособлений. Что касается затрат на питание, то при кормлении грудью они являются минимальными. Как правило, с полугода начинается введение прикорма в малых количествах. Если же, ребенок находится на искусственном вскармливании, то требуется приобретение искусственного питания, а также медикаментов, ориентированных на установление нормальной работы ЖКТ. Также, ребенку требуется приобретение одежды и в современных условиях – подгузники. Период хождения в подгузниках разниться, но в основном, их ношение происходит до двух-трех летнего возраста.
В дошкольном возрасте затраты на ребенка включают в себя:
- Затраты на питание.
- Затраты на приобретение непродовольственных товаров.
- Затраты на оплаты дошкольного образовательного учреждения.
- Затраты на развитие ребенка – кружки, секции, дополнительные занятия в ДОУ.
Что касается затрат на детей школьного возраста, то они, также варьируются по мере развития ребенка. При этом, они характеризуются значительным ростом, по сравнению с затратами на содержание дошкольника. Тут, требуется приобретение школьной формы, учебников и иных принадлежностей, увеличиваются объемы питания. Ребенку, также, требуется развитие по интересующим его направлениям – посещение кружков, секций и, в ряде случаев, оплачиваются дополнительные занятия по тем или иным учебным дисциплинам, трудно дающемся конкретному ребенку. Естественно, что содержание ребенка школьного возраста выходит далеко за рамки прожиточного минимума. Обеспечение оптимальной развивающей среды, нормального питания и ухода требует от родителей больших затрат, реализация которых доступна далеко не всем семьям.
Концепция Томаса Мальтуса о затратах семьи и общества на содержание детей
Томасом Мальтусом впервые затраты на детей были рассмотрены не только как расходы родителей и опекунов на содержание детей, но и как затраты государства. В общих затратах на детей они составляют определенную часть.
В самой известной книге Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения…», опубликованной в 1798 году, отражены:
- экономические проблемы общества – бедность, потребление, потребительский спрос, государственные расходы, достижение стабильного экономического роста,
- философские рассуждения на тему детства и рождения новых людей,
- религиозные рассуждения о сущности мироздания и его законах.
Особое значение в исследованиях Мальтуса занимала проблема детской бедности. По его мнению, ребенку необходимо создать все условия для его полноценного развития, чтобы обеспечить его становление в обществе, выработку гражданской позиции и социального мировоззрения.
Проблема детской бедности является особенно актуальной для общества. Для ее решения и выдвинута идея разделения затраты на детей на затраты семьи и затраты государства.
Государство должно быть заинтересовано в появлении новых членов общества. От него требуется регулирование деторождения. Оно зависит от двух составлющих:
- Семьи, желающие завести ребенка, оценивают свои возможности по его содержанию. При низких доходах они не считают возможным рождение детей.
- Государство, стремясь улучшить демографическую ситуацию, ориентируется на достижение высокого уровня экономического развития страны, обеспечения благосостояния населения. Так, разрабатываются ведущие направления политики, регулирующие трудовые отношения: уровень оплаты разнородного труда, социальные выплаты: оказание поддержки уязвимым слоям населения.
Таким образом, Мальтус считает, что рождаемость должна быть контролируемым процессом. С одной стороны, она регулируется семьями, исходя из уровня их доходов и осознанного отношения к деторождению: отсутствие достаточных средств к существованию предполагает не принимать решения о увеличении количества членов семьи. С другой стороны, государство, стимулирует рождаемость при необходимости (демографический спад), реализуя социальную политику в отношении поддержки семей с детьми, принимая меры по росту минимальной заработной платы, обеспечения достойной оплаты труда.
Томас Мальтус утверждал, также, что общественное благосостояние зависит от благосостояния отдельных граждан. Это требует осознанного отношения к рождению детей, чтобы способствовать минимизации уровня нищеты в конкретном государстве и его отдельных регионах. Рождение и содержание ребенка сопряжено с затратами. Потому, если оно не имеет материальной основы, то не несет полезного эффекта, как для отдельной семьи, так и для общества.
Мальтус утверждает, что государство может поддерживать бедных только в определенных рамках и при определенных обстоятельствах. Каждый сам делает свой выбор. Поощрение рождаемости должно быть обоснованным и подкрепленным осознанным поведением семей. Иначе, общественные затраты на детей не имеют никакой значимости и пользы.