Понятие и значение фискальной политики
Термин «фискальная политика» имеет латинское происхождение, поскольку слово «фиск» на латыни обозначало корзину и применялось для обозначения военной кассы, в которой осуществлялось хранение средств на военные нужды. В дальнейшем древние римляне стали применять данный термин для обозначения государственной казны.
Фискальная политика – это часть государственной политики, основанная на применении правительством мер стабилизации экономики посредством изменения доходов и расходов бюджета государства.
Аналогом термина «фискальная политика» является термин «бюджетно-налоговая политика». Основное назначение данного вида государственной политики заключается в сглаживании циклического характера экономики, то есть она носит стабилизирующий характер.
Применение мер фискальной политики ориентировано на достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечение стабильного уровня экономического роста;
- во-вторых, обеспечение полной занятости ресурсов, особенно на рынке труда;
- в-третьих, решение инфляционной проблемы.
При осуществлении фискальной политики правительство любой страны в первую очередь ориентировано на регулирование совокупного спроса, однако ряд инструментов фискальной политики применяется и для влияния на величину совокупного предложения посредством регулирования уровня деловой активности.
Результат действия фискальной политики на предложение
Действие таких инструментов фискальной политики как налогообложение и трансферты распространяется не только на величину совокупного спроса, но и на величину совокупного предложения.
Такие меры как снижение налогов или рост трансфертных платежей, применяемые в целях стабилизации экономической ситуации в стране и борьбы с проявлениями циклической безработицы в период экономического спада, оказывают стимулирующее воздействие на увеличение совокупных расходов, а также уровень деловой активности и занятости.
При этом для кейнсианской модели характерно сопровождение роста совокупного объема выпуска в купе со снижением налогов и ростом трансфертов инфляционным ростом уровня цен. То есть данная политика характеризуется проинфляционным характером, выражающимся в росте цен. Как следствие в моменты «перегрева» экономики в периоды экономического бума как антиинфляционная мера и инструмент замедления деловой активности в целях стабилизации экономической ситуации могут использоваться обратные меры: сокращение трансфертов и рост налогов.
Для экономических субъектов – плательщиков налогов по своему характеру налоги являются издержками. В результате увеличение налогов становится причиной сокращения совокупного предложения, соответственно уменьшение налогов обеспечивает рост деловой активности и объема выпуска.
Наиболее подробное изучение данного вопроса (влияние величины налогов на объем совокупного предложения) было проведено советником по экономическим вопросам президента США Рональда Рейгана, американским экономистом, одним из основоположников концепции экономической теории предложения Артуром Лаффером. Этот экономист предложил к рассмотрению график гипотетической кривой, демонстрирующей воздействие динамики налоговой ставки на общий объем налоговых поступлений в бюджет государства. Кривая была названа по имени своего автора – кривая Лаффера (рисунок 1).
Рисунок 1. Кривая Лаффера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гипотетический характер данной кривой определяется тем, что выводы Артура Лаффера были основаны не на анализе статистической информации, а являлись результатом логических рассуждений и теоретических выкладок.
Артур Лаффер продемонстрировал существование оптимальной налоговой ставки ($tопт$), позволяющей максимизировать налоговые поступления в бюджет государства, на основе использования налоговой функции следующего вида:
$T = tY$, где:
- $T$ – налоговые поступления в бюджет, денежные единицы;
- $t$ – налоговая ставка, процент или денежные единицы;
- $Y$ – налоговая база, денежные единицы или иные измерители.
По мнению А. Лаффера увеличение налоговой ставки будет способствовать снижению уровня деловой активности, в результате чего произойдет сокращение налоговых поступлений в связи с уменьшением налогооблагаемой базы. В качестве меры противодействия стагфляции, сопровождающейся спадом производства и инфляционным ростом цен, Артуром Лаффером в 80-х годах ХХ века было предложено снижение налоговой ставки по таким налогам как налог на прибыль корпораций и подоходный налог.
Согласно исследованиям А. Лаффера относительно влияния налоговой ставки на объем валового внутреннего продукта и доходной части государственного бюджета увеличение ставки налога до уровня 30-40 процентов способно обеспечить высокий темп роста, как валового внутреннего продукта, так и доходов государственного бюджета. Дальнейший рост налоговой ставки затормаживает увеличение доходов государственного бюджета, а преодоление пятидесятипроцентного уровня ставки налога ведет к затуханию деловой активности, увеличению масштаба теневого сектора экономики и снижению доходов бюджета государства.
Точность оценки оптимальной величины налоговой ставки, по достижении которой наблюдается падение налоговых поступлений в бюджет, на практике затруднено. Например, исследования показали, что для шведской экономики данный показатель приравнивается к 70 процентам, в то время как в период 80-х годов ХХ века фактический предельный уровень налоговой ставки достигал 80 процентов, что обеспечивало резерв налоговых сборов при условии ее снижения.
Относительно российской экономики можно также отметить рост поступлений в государственный бюджет в тот период, когда правительством была снижена ставка с 35 до 24 процентов по налогу на прибыль и введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов.
Снижение налогов, воздействующее на совокупный спрос увеличением объема производства, провоцирует инфляционный рост цен. Однако при воздействии на совокупное предложение эта же мера носит антиинфляционный характер, поскольку рост объемов производства сопровождается снижением цен.