Внутренний государственный долг – это совокупность всех имеющихся долговых обязательств страны перед ее резидентами.
Внутренний госдолг формируется в целях покрытия бюджетного дефицита и ведет к возникновению обязательств государства перед физическими и юридическими лицами.
Обслуживание внутреннего государственного долга - это выплаты процентов по долговым обязательствам и уплата основной суммы долга.
Факторы формирования внутреннего государственного долга
Формирование государственного внутреннего долга сопряжено с наличием проблемы бюджетного дефицита. Он возникает при превышении расходной части бюджета над его доходными поступлениями. Когда расходы превышают доходы, осуществляется поиск источников финансирования запланированных затрат, в результате чего и формируется государственный долг.
Формирование внутреннего государственного долга реализуется под воздействием следующих факторов:
- Получение правительственными органами местных займов.
- Взятие кредитов в банковской системе.
- Государственные поручительства, выдача государственных гарантий.
- Взятие государством на себя обязательств других лиц.
- Пролонгация существующих долгов.
Зачастую, государство берет на себя обязательства третьих лиц по выплате долгов. Это могут быть погашения кредитов и займов, государственная помощь по ипотечным займам и др. В этом случае происходит оказание определенного воздействия на государственный долг. Обязательства не являются настолько масштабными, чтобы обеспечить формирование государственного долга, но его увеличение они обеспечивают.
В состав внутреннего долга государства входят следующие виды долговых обязательств:
- Первичный номинальный долг государственных ценных бумаг Российской Федерации.
- Сумма кредитной задолженности на конкретный временной период.
- Суммы ссуд, полученные бюджетами различных уровней у других бюджетов страны.
- Сумма имеющихся обязательств по государственным гарантиям, предоставленным страной в конкретный временной период и на определенных условиях.
Внутренний долг государства и его динамика определяются тенденциями экономического развития, социальными и политическими реалиями в конкретный временной период. При благоприятных показателях макроэкономических процессов государственный долг, как правило, снижается. В ряде случаев его удается полностью погасить. Однако, наиболее частой тенденцией, с которой сталкиваются все государства, является рост государственного долга. Факторами, которые воздействуют на его увеличение являются:
Основными причинами устойчивого увеличения государственного долга являются:
- Рост государственных расходов на военные цели и национальную безопасность. Они особенно возрастают в периоды военных межгосударственных конфликтов, национальных конфликтов и наличия угроз национальной безопасности страны, требующих повышения военной мощи.
- Фазы экономического спада. Они являются неизбежными. На этапах экономического спада происходят развитие отрицательной динамики макроэкономического развития, снижение инвестиционной активности, нарушение рыночного равновесия, рост бюджетного дефицита, что обуславливает рост государственного долга.
- Снижение налоговой нагрузки для стимулирования экономической активности субъектов хозяйствования.
- Расширение воздействия политического бизнес-цикла в периоды предвыборных гонок, ведущее к росту государственных расходов и снижению налогового бремени.
- Проблемы функционирования бюджетно-налоговой сферы.
Рисунок 1. ПЕричины возникновения внутреннего госдолга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формы внутренних государственных долговых обязательств
Внутренние государственные долговые обязательства могут существовать в следующих формах:
- Кредитные соглашения и договора, которые государство заключает с банковской системой и небанковскими кредитными учреждениями.
- Государственный ценные бумаги, которые выпускает страна от своего имени.
- Заключенные договора, отражающие предоставление государственных гарантий страной.
- Реализация переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг страны, посредством придания им правомерности и юридической основы в законодательной форме.
В структуру и содержание государственного долга России входят:
- долги по ценным бумагам, выпущенным государством. Учитывается сумма долговых обязательств по всем ценным бумагам за определенный временной период;
- сумма долговых обязательств по ссудам, выданным бюджетами разных уровней для финансирования бюджетного дефицита бюджетов других уровней;
- сумма гарантийных обязательств России.
Важно отметить, что в структуру внутреннего долга РФ не входят долговые обязательства ее отдельных территориальных образований, т. е. субъектов и муниципалитетов. Они могут войти в состав внутреннего долга только при взятии на себя Правительством РФ гарантий по ним.
Последствия роста государственного внутреннего долга
Увеличение государственных долговых обязательств сопряжено с рядом экономических последствий. К ним относятся:
- Расширение параметров неравенства распределения доходов в обществе. Это происходит за счет того, что государство, погашая свои долги, осуществляет процентные выплаты по ним определенным физическим и юридическим лицам. При этом государство не имеет возможностей увеличения финансирования социальных программ. Происходит обогащение обеспеченных слоев населения и еще большее снижение уровня жизни необеспеченных слоев. По сути, богатые-богатеют, а бедные-беднеют.
- Рост налоговой нагрузки. Ставки налогов повышаются, поскольку налоги выступают источников доходов государственного бюджета. С целью сократить размер государственного долга реализуется увеличение налогового бремени. Это снижает мотивацию производителей и снижает инвестиционную активность.
- При взятии правительством займов на рынке капиталов в целях рефинансирования долга или уплаты процентов по нему, происходит рост ставки процента на капитал. Это обуславливает спад капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, что снижает производственных потенциал страны в перспективе.