Издержки – это затраты субъекта хозяйствования, которые вызваны приобретением и использованием факторов производства.
Общая характеристика участия государства в экономической жизни
Государство обладает исключительными полномочиями по принуждению людей и организаций к определенному поведению. Однако, что касается экономической жизни, то постулаты рыночной экономики заявляют о недопустимости вмешательства государства в развитие экономических отношений.
В прошлом данный постулат брался за основу государственной экономической политики во многих странах мира. Государству лишь отводилась роль «ночного сторожа», который устанавливал общие и базовые «правила игры» (в форме законодательных актов).
Но как показала история, ничем нерегулируемый рыночный механизм подвержен частым и масштабным сбоям (например, формирование монополий, цикличность в развитии, информационная асимметрия, отсутствие производства общественных благ и предоставления помощи социально незащищенным группам населения и т.п.). Чтобы предотвратить их и минимизировать последствия, государству сейчас приходится заниматься регулированием экономики.
Оно также касается и непосредственных производителей. При изменении внешних условий они вынуждены менять характер своего поведения, что в конечном итоге отражается на стоимостных показателях, например, на размере издержек. В частности, он может быть изменен в результате использования государством следующих инструментов:
- обязательные платежи – налоги, сборы, пошлины;
- установление предельных значений для розничных цен и оплаты труда;
- установление тарифов на потребление общественных благ.
Обязательные платежи как инструменты влияния государства на издержки
Государство для того, чтобы профинансировать свою деятельность (прежде всего, по производству общественных благ и по социальному обеспечению населения), вводит на территории страны общеобязательные платежи. Право на это у него имеется на основе заключенного, так называемого, «общественного договора» между обществом и властью.
В настоящее время существуют следующие виды обязательных платежей:
- налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж в форме отчуждения денежных средств физических и юридических лиц и их перечисления в государственный бюджет;
- сбор – это обязательный платеж, уплата которого является условием выполнения государством в отношении физических и юридических лиц юридически значимых действий, в том числе предоставления прав и разрешений;
- пошлина – это обязательный платеж, который взимается таможенными органами государства при пересечении продукцией государственной (таможенной) границы;
- страховой взнос – это обязательный платеж, который уплачивается в рамках системы обязательного государственного страхования.
Уплата перечисленных выше платежей (при выполнении определенных условий) является обязанностью предприятий, которые рассматривают это как уменьшение экономических выгод. Т.е. обязательные платежи входят в состав издержек.
Следовательно, если государство будет увеличивать ставки действующих обязательных платежей или вводить новые, то произойдет рост издержек субъектов хозяйствования. И наоборот, издержки будут уменьшены в результате снижения ставок обязательных платежей или их полной отмены.
Пределы цен и оплаты труда как инструменты влияния государства на издержки
Регулируя экономику, государство в ряде случаев имеет право установить предельные значения на уровни цен потребительских товаров, работ, услуг. Прежде всего, речь идет про предприятия – естественные монополии, т.е. единственные поставщики продукции на рынок. Установление пределов призвано ограничить их стремление максимизировать прибыль за счет потребителей.
Ограничение цен на конечную продукцию косвенно влияет на издержки предприятий. В данном случае скорее приходиться говорить о влиянии на итоговый финансовый результат – прибыль. Однако многие предприятия склоны учитывать недополученную прибыль при принятии и исполнении расходных обязательств (прежде всего, в форме их сокращения по отношению к первоначальным вариантам).
В рамках реализации социальных функций государство устанавливает минимальный размер оплаты труда. Его соблюдение является обязательным для всех работодателей, т.е. субъектов хозяйствования. Хотя они в условиях полной свободы на рынке труда могли бы предложить работникам меньший размер денежного вознаграждения.
Таким образом, введение минимального размера оплаты труда оборачивается для хозяйствующих субъектов увеличением издержек (зачастую доля затрат, предназначенных для выплаты заработной платы, достигает у предприятий сферы обслуживания 80%). И его изменение будет напрямую влиять на общий объем издержек.
Тарифы как инструменты влияния государства на издержки
Помимо прочего, государство выступает на рынке как производитель / поставщик. Чаще всего подразумевается поставка государственными компаниями коммунальных услуг (воды, газа, отопления, электричества и др.).
Потребление этих услуг является обязательной частью обеспечения производственного процесса. Следовательно, оплата за их потребление включается в производственные издержки.
Конкретный размер затрат по этой статье зависит от установленных государственных органов тарифов. Как правило, каждый год происходит их индексация – обычно на уровень годовой инфляции, однако возможны отклонения от него.
Таким образом, современное государство имеет целый набор инструментов для влияния на размер производственных издержек субъектов хозяйствования. Это означает, что благодаря этому влиянию государство способно в кризисные моменты как стимулировать производство и деловую активность в стране, так и ограничивать их, предотвращая «перегрев» экономики.