Назначение теории поведения производителя
Производитель – это экономический агент, занимающийся производством благ для продажи.
Производитель занимается деятельностью, которая приносит ему определенный уровень дохода, при этом, он использует в ней различные ресурсы, которые приобретает у иных производителей. Это закладывает основы связей и взаимодействия различных производителей.
Каждый производитель руководствуется конкретными принципами при принятии решений о выпуске той или иной продукции, ее объемах и сроках. Данный принципы лежат в основе теории поведения производителей. Она представляет собой совокупность нормативных основ, экономических принципов принятия производителями решений о производственной деятельности, основ ее реализации, условий проведения.
Данная теория ориентирована на:
- объяснение поведения отдельных юридических лиц – предприятий, организаций, фирм на рынке;
- определение основ формирования индивидуального предложения: его структуры, динамики, зависимости от иных экономических факторов;
- отражение зависимости производственной деятельности отдельного предпринимателя от деятельности иных субъектов экономики и ее подверженность деятельности различным факторам.
В основе поведения производителя на рынке лежат его предпринимательские способности. Они являются отражением навыков рационального, целесообразного и продуктивного использования факторов производства для создания определенных объемов товаров и услуг. Предпринимательские способности позволяют производителю принимать обоснованные решения в отношении форм организации производства, методов и средств его реализации, условий продуктивной организации деятельности, минимизации рисков несения убытков.
Этапы поведения производителей
Поведение производителей реализуется в два основных этапа.
Первый этап - выбор рациональной и эффективной производственной технологии. Объемы выпускаемой продукции могут быть любыми. Проводится исследование зависимости между величиной ресурсов, применяемых в производстве того или иного количества продукции и ее объемом с целью минимизации производственных издержек с максимизации выпуска, а следовательно, и прибыли.
Предполагается, что рациональное поведение производителя будет ориентировано на один из двух вариантов:
- увеличение объема производства в условиях ограниченности ресурсов, т. е. при их сохранении на исходном уровне;
- снижение издержек производства при сохранение его объемов на исходном уровне.
На данном этапе деятельность производителя сопряжена с рационализацией своей деятельности, что подразумевает принятие оптимального решения, обеспечивающего равновесие производственной деятельности.
Второй этап - определение оптимального объема производства и количества, используемых для него ресурсов. На этом этапе происходит ориентация производителя на получение максимальной прибыли, идет выбор наиболее эффективных технологиях, способствующих повышению объема продукции при сохранении издержек на исходном уровне.
Рисунок 1. Равновесие производителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подходы к определению основ поведения производителя
Поведение производителей рассматривается в разрезе двух подходов:
- Функциональный подход. Он связан с выбором производителем масштабов своей деятельности при сохранении затрат на должном уровне, т. е. без их увеличения или с минимальным увеличением. Предполагается, что производитель опирается на экономию на масштабах. При этом, здесь не учитывается метод реализации производственной деятельности, его условия и структура.
- Институциональный подход. Он связан с основами формирования производственной деятельности. Изучается основание компании, пути ее развития и специфика завоевания рынка, его конкретной ниши.
Рисунок 2. Теория поведения производителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Производственная функция
Производственная функция – это отражение зависимости между издержками производства и объемами, выпускаемой продукции.
Данная функция ориентирована на определение эффективности деятельности производителя. Она показывает, каким образом меняются издержки производства при росте объемов выпускаемой продукции на ту или иную величину. В анализе рассматривается только эффективное производство. Такое производство сопряжено с выпуском максимально возможного объема продукции при минимально необходимых для этого затратах. При максимальном выпуске происходит эффективное использование факторов производства, т.е. их максимальная отдача.
Производственная функция имеет графическое отображение. Оно реализуется в виде изоквант – линий производственных затрат, отражающих одинаковые объемы выпуска. Сущность изоквант состоит в определении оптимального сочетания факторов производства, применяемых для выпуска конкретного объема продукции в плановом периоде. Разные сочетания производственных факторов позволяют достичь разных объемов выпуска, что дает представление о потенциальных возможностях производителя и позволяет ему принять верное решение по поводу организации производства и его ресурсного обеспечения.
Таким образом, производитель составляет карту изоквант – их набор, отражающий достижение максимального объема выпуска при том или ином сочетании, используемых факторов производства.
Следует отметить, что на процесс производства оказывает воздействие и временной фактор его реализации. Он влияет как на объемы производства, так и на его издержки. Производственная функция реализуется в течение конкретного времени. Это обуславливает деление издержек производства на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Производственные мощности могут использоваться с разной интенсивностью в течение краткосрочного и долгосрочного временных периодов. В краткосрочном периоде, производственные мощности находятся на стабильном положении т.е. они способны работать с одинаковой эффективностью в течение всего периода производства. Что касается долгосрочного периода, то здесь, мощности находятся в постоянно меняющемся значении – их интенсивность нестабильна. Потому, оценка использования максимально возможных мощностей в рамках краткосрочного периода является более точной.