Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая отдельным лицом или лицами (как физическими, так и юридическими), имеющая коммерческую основу и характеризующаяся риском и неопределенностью ее результатов.
Целевыми ориентирами предпринимательства является получением прибыли и иных выгод от различных видов деятельности.
Теория предпринимательства —это активно развивающееся направление междисциплинарных исследований.
Становление теории предпринимательства является длительным историческим процессом. Она начинает свое формирование с момента зарождения хозяйственной деятельности. Внесение тех или иных данных, основ теории предпринимательства реализовано многими учеными исследователями, занимающимися глубоким изучением экономической мысли. Естественно, что теория предпринимательства менялась в зависимости от этапа развития экономической мысли и социальной жизнедеятельности, а также реальной практики реализации предпринимательской деятельности.
Развитие теории предпринимательства осуществлялось по нескольким основным направлениям.
Связь предпринимательской деятельности с риском
Представители этого направления рассматривали процесс предпринимательства в качестве деятельности в условиях риска и неопределенности. Последователями данной теории были Р. Кантильон и Ж. Сей. Они выдвигали предположение о том, что ведение предпринимательской деятельности может быть реализовано личностью, которая умеет действовать в условиях неопределенности и не боится принимать рискованные решения в целях получения максимального эффекта. Проявление предпринимательских качеств реализуется не только на старте деятельности, но и на всех ее стадиях: в производстве, распределении, обмене и потреблении. Риск составляет основу эффективности деятельности. Только рискуя можно достичь высоких результатов в том или ином направлении деятельности. В дальнейшем, связь предпринимательства с риском была развита в трудах И. Тюнена и Ф. Найта. Они прочно связывали понятия «предприниматель» и «предпринимательство с непредвиденным риском.
Тюнен и Найт активно занимались исследованием предпринимательского риска и уровня доходов предпринимателя.
Во втором томе своего «Изолированного государства» Тюнен определяет прибыль предпринимателя как остаточный доход, формируемый вычитанием из валовой прибыли процента на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Последний рассчитывается в соответствии с исчислимым риском предприятия. Таким образом, прослеживается тесная связь риска предпринимателя с доходом. Риск характеризуется непредсказуемостью и невозможностью исключения своего отрицательного воздействия на итоги деятельности. Риск обусловлен новаторством предпринимательской деятельности.
Теория личностного развития предпринимателя
Данная теория связана с рассмотрением значимости личностных качеств предпринимателя. По мнению основоположников этой теории - И. Тюнена, Ф. Найта и др., которые развили идею связи предпринимательства с риском и дополнили ее значимостью личностных качеств предпринимателя, успешность хозяйственной деятельности зависит от наличия у предпринимателя таких личностных качеств, как:
- решительность;
- самостоятельность;
- объективность суждений;
- бесстрашие принятия риска;
- лидерские качества;
- оперативность;
- скорость адаптации к новым экономическим реалиям.
Инновационность предпринимательства
Данная теория получает свое развитие в трудах А. Маршалла и Й. Шумпетера. Они выдвинули идею о том, что предприниматель реализует деятельность по комбинации факторов производства. Эта комбинация реализуется различными способами. Таким образом, каждый предприниматель вносит новшество в то или иное направление деятельности, обеспечивая ее совершенствование и получение наиболее лучшего результата. Свои взгляды на предпринимательство, а главное, на новаторство предпринимательской деятельности Шумпетер отразил в труде «Теория экономического развития». Он описал деятельность предпринимателя следующими характеристиками:
- формирование новых благ и новых услуг, наделение продукции новыми качествами и полезными свойствами;
- внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий иными способами;
- выход на новые рынки сбыта;
- использование новых ресурсов, их сочетаний в производственной сфере;
- реструктуризация производственных процессов.
Шумпетер вводит новую трактовку понятия «предприниматель»:
«Предприниматель - это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные».
Это определение характеризует инновационность предпринимательства. На основе этого определения им была разработана следующая иерархия предпринимателей:
- Низший уровень. Бизнесмены, строящие свою деятельность на основе тривиальных решений и тривиальных способов реализации. они не способствую экономическому прогрессу и экономическому росту. Приоритетной целью их деятельности является «выживание», сохранение своего дела.
- «Традиционные предприниматели». Они не желают выходить «из зоны комфорта», боятся принимать решения, нехарактерные для установившегося механизма хозяйствования. Это приводит к торможению развития их бизнеса. Особенно остро, такое поведение вредит на стадии экономического роста компании или производства, когда требуется принятие рисковых решений, реализации нестандартных направлений деятельности, что в итоге чревато стагнацией.
- «Азартные предприниматели». Они характеризуются стремлением к лидерству, победе, завоеванию престижа, признания. Это стимулирует развитие их бизнеса и помогает достичь успеха в принятии нестандартных решений.
- Высшая группа предпринимателей - «суперэлита». Их деятельность сопряжена с ведущим ориентиром на завоевание власти в определенной сфере деятельности. Власть для суперэлиты, по Й. Шумпетеру, - это средство, посредством использования которого происходит построение собственной империи в той или иной экономической сфере. Суперэлита оказывает косвенное, иногда прямое, влияние на все сферы жизни общества. Социальная ответственность этой группы предпринимателей характеризуется высоким уровнем.
Й. Шумпетер рассматривает предпринимателя в качестве новатора – субъекта экономики, который внедряет новшества в производственную сферу, обеспечивает новаторство в процессах распределения благ, обменных операциях и, даже, в потреблении (как правило, это касается ресурсного потребления).