Рынок благ и его составные компоненты
Рынок благ – это вид рынка, на котором осуществляется купля-продажа экономических благ, произведенных в национальной экономике в конкретный временной период.
По сути, рынок благ является товарным рынком. На нем реализуется оборот товаров. Здесь, происходит предложение одних субъектов экономического процесса, результатов производственной деятельности, выступающих благами, необходимыми для удовлетворения спроса на них других субъектов.
Все экономические блага, которые оборачиваются на рынке, являются результатами производственной, хозяйственной деятельности субъектов экономики. Они несут определенную пользу для отдельных индивидов и общества, поскольку, удовлетворяют потребности в экономических благах. Также, они характеризуются ресурсоемкостью отражая затраты, требующиеся на изготовление конкретного блага.
На рынке благ осуществляется покупка и продажа экономических благ разных типов. Они могут быть дифференцированы по различным основаниям.
Исходя из вещественных параметров, экономические блага делятся на:
- Материальные блага –продукты питания, одежда, техника, жилье, материалы, приборы и оборудование и др.
- Нематериальные блага- блага, представляющие собой невещественную форму. Это могут быть различные услуги.
Исходя из места производства блага на рынке делятся на:
- Внутренние блага – отечественного производства.
- Внешние блага – импортного производства.
Исходя из функционального назначения, блага делятся на:
- Производственные блага – ориентированные на обслуживание производственных процессов – оборудование, материалы, сырье, деловые услуги.
- Потребительские блага – ориентированные на личное потребление. Это продовольственные товары и различные услуги.
Исходя из характера потребления, блага могут носить:
- Частный характер потребления – использование благ для личных нужд, исходя из индивидуального спроса.
- Общественный характер потребления – направлены на удовлетворение социальных нужд и обеспечение всего общества или его части конкретными благами.
Таким образом, рынок благ характеризуется большими объемами товарооборота. В состав рынка благ входят разнообразные мелкие рынки. Они могут быть ориентированы на осуществление купли-продажи конкретной группы благ или же, благ различного рода, но в небольших объемах.
Таким образом, рынок благ представляет собой систему взаимосвязанных элементов: субъектов хозяйствования, потребителей благ и ресурсов, товаров, работ и услуг. Рынок характеризуется тесными связями между всеми его элементами и субъектами, носящими устойчивый характер, являющийся целостной структурой.
Рынок благ оказывает воздействие на формирование совокупного спроса и совокупного предложения. Это обусловлено тем, что рыночные отношения касаются произведенного в стране валового внутреннего продукта.
Ценообразование на рынке благ
Уровень цен на рынке благ предполагает их установление в зависимости от воздействия различных факторов. Наибольшее влияние на цены оказывают:
- Расходы, которые несет производитель в ходе создания конкретного товара, т.е. его себестоимость.
- Уровень спроса на продукцию. Спрос на данном рынке формируется домашними хозяйствами. Высокий спрос позволяет поднять цены на продукцию.
- Уровень развития конкуренции в конкретном сегменте рынка.
- Ценность, уникальность, исключительность конкретного товара или услуги.
Следует, также, отметить, что на ценообразование рынка благ оказывает влияние макроэкономическая ситуация в стране: уровень инфляции, уровень благосостояния населения, состояние совокупного спроса, а также государственное регулирование экономики в виде налоговой политики, установление лимитов товарооборота, ввод ограничений на производство конкретной продукции и др.
Цена на конкретный товар устанавливается в зависимости от его жизненного цикла, стратегии продавца и целей его деятельности, а также особенностей сезонного спроса на конкретную продукцию.
Рынок факторов производства и его компоненты
Рынок факторов производства – это рынок, на котором осуществляются сделки по купле-продаже трудовых ресурсов, природных ресурсов и капитала.
На рынке факторов производства осуществляется формирование цен на рабочую силу в форме заработной платы, на каптал в форме процентного дохода и природные ресурсы в форме установления сумм ренты.
Рынок факторов производства бывает трех типов:
- Рынок труда ил рынок рабочей силы.
- Рынок капитала.
- Рынок земли.
На каждом из этих рынков, организации, предприятия, фирмы приобретают ресурсы, выступающими факторами производства т.е. необходимые для обслуживания процессов производства товаров и услуг.
Рынок факторов производства имеет свои специфические черты. Они отличают его от рынка благ. К ним относятся:
- Роль покупателей на рынке факторов производства выполняют юридические лица, тогда как домашние хозяйства выступаю продавцами.
- Объем спроса на факторы производства определяется объемами производственной деятельности, для которой эти факторы необходимы т.е. объемами производства товаров, зависящими от спроса на них на рынке благ. Спрос на факторы производства зависит от производительности ресурса, используемых в изготовлении товаров и от рыночной стоимости, созданного товара.
- Временной характер сделок на рынке факторов производства. Ресурсы – трудовые, земельные, капитал, передаются покупателям во временное пользование и на определенных условиях.
- Связь всех факторов производства в ходе изготовления продукции. Это предполагает необходимость наличия всех факторов производства для создания готового продукта, реализуемого на рынке благ.
Рисунок 1. Структура рынков факторов производства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ценообразование на рынке факторов производства
Что касается ценообразования на рынке факторов производства, то его формирование, также, имеет свои особенности. Они заключаются в следующем:
- Цена на различные факторы производства направлена на регулирование распределения этих факторов между экономическими секторами, отраслями;
- Цены на факторы производства определяют доходы их владельцев, формируемые в формах заработной платы, получения процентных выплат и ренты за пользование земельными ресурсами, а также предпринимательской прибыли, если владелец факторов производства сам является предпринимателем и использует их в своей деятельности;
- Цены на факторы производства формируют стоимость издержек производства, которые несет покупатель факторов.
Рисунок 2. Рынок ресурсов и рынок благ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ