Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Соотношение конкуренции и власти в моделях рынка

Конкуренция

Определение 1

Конкуренция – это борьба экономических субъектов за достижение лучших результатов деятельности, занятие лучших рыночных позиций, завоевание большей доли клиентуры.

Конкуренция представляет собой основной механизм рыночного регулирования. На основе конкурентного противостояния осуществляется формирование цен. Однако, конкуренция бывает разных видов. Она может быть совершенной, характеризующейся свободным доступом на рынок всех экономических субъектов и их свободным противостоянием, и ограниченной, когда происходит захват власти крупными рыночными субъектами, которые устанавливают контроль над ценами и формируют барьеры вступления на рынок.

Как правило, соотношение власти и конкуренции требует рассмотрения, только в условиях рынков несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция), ибо в условиях совершенной конкуренции все участники рынка обладают равной властью и равными возможностями в сфереценообразования.

Рыночная власть

Основное различие между совершенным конкурентным рынком и несовершенным конкурентным рынком заключается в том, что в первом случае у фирм нет рыночной силы, а во втором – она имеется, причем в большом количестве. Рынок несовершенной конкуренции, довольно частое экономическое явление. Несовершенную конкуренцию, можно именовать деструктивной, поскольку, она приводит к установлению препятствий для развития здорового экономического противостояния между различными экономическими субъектами. Неконструктивная конкуренция характеризуется наличием у фирм рыночной власти, т. е. способности влиять на цену своей продукции и устанавливать ее по своему усмотрению. Фирмы с рыночной властью называются ценоискателями. Это означает, что они сами ищут способы и пути установления цен на свои товары или услуги, не учитывая деятельности иных участников рынка.

Такие рынки, как чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия, являются рынками с несовершенной конкуренцией. При этом, причины формирования несовершенных конкурентных отношений на них, различные.

«Соотношение конкуренции и власти в моделях рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Каждый из субъектов рынка несовершенной конкуренции того или иного типа обладает определенным уровнем власти. Это дает ему возможности влиять на цены продукции и максимизировать свою прибыль.

Так на рынке чистой монополии, властью обладает одна единственная крупная компания, которая самостоятельно устанавливает цены на свои товары или услуги. При этом, она не дает возможностей проникновения на этот рынок других компаний, которые могут составить ей конкуренцию.

Что касается, монополистической конкуренции, то, здесь на рынке имеется большое количество фирм, которые конкурируют между собой, но имеют возможности установления цен на продукцию, независимо от ценовой политики конкурентов, что обусловлено особыми качественными ее параметрами, исключительностью, оригинальностью представления, наличия брендового имени, обладающего определенными особенностями и иных параметров, делающих возможным продажу продукции по ценам, выше, чем у конкурентов.

Таким образом, когда фирма может повлиять на цену своих товаров, у нее есть рыночная сила, а значит, она обладает определенным уровнем экономической власти в рамках рынка или его отдельного сегмента. Это означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, но должна иметь отрицательный наклон. Когда цена будет зависеть от количества проданного продукта, предельный доход будет меньше цены при любом положительном объеме продукции. Таким образом, условие максимизации прибыли для любой фирмы будет точно таким же, как у чистого монополиста: когда предельный доход равен предельным затратам, достигается максимальный объем прибыли.

Отсюда мы приходим к чрезвычайно важному выводу: охарактеризовать монопольное поведение фирм можно посредством следующих положений:

  1. Если цена, по которой фирма продает оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства такого количества продукции, у фирмы есть рыночная власть.
  2. Рыночная сила фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше рыночной силы чистого монополиста, но все равно она имеет место быть.
  3. Основным показателем рыночной власти фирмы является мера монопольной власти. Она отражает разницу между сформированной ценой на товары или услуги компании-монополиста и ее предельными издержками. При этом, монополист устанавливает максимальную цену на свою продукцию, желая получить максимальную выгоду.

Правило ценообразования для фирмы-монополиста формируется в виде формулы:

Р = МС / (1 + 1 / е D)

Где:

  • МС – предельные издержки;
  • е. D– коэффициент эластичности спроса компании-монополиста;
  • Р – цена, сформированная в виде простой наценки на объем предельных издержек.

Последствия монопольной рыночной власти

Монополия является отрицательным фактором рыночного развития и регулируется на законодательном уровне. В большинстве стран имеются законодательные ограничения формирования монополий.

Монополизация производства приводит к возникновению общественных потерь:

  1. При прочих равных условиях монополия, по сравнению с рынком свободной конкуренции, всегда производит меньший объем продукции и устанавливает более высокие цены.
  2. Деятельность монополии не характеризуется производственной эффективностью.
  3. В условиях монополии не достигается рационального потребления и эффективного распределения ресурсов.
  4. Торможение научно-технического прогресса и развития.
  5. Снижение конкурентоспособности национального хозяйства.

Если бы монополия превратилась в конкурентную отрасль, общество выиграло бы от расширения производства до уровня конкурентного равновесия. Мы можем определить величину этой прибыли или государственные убытки от монопольной власти, сравнив объемы потребительского и производственного излишков, возникающие при продаже товаров в условиях конкурентного равновесия, с размерами этих излишков на монопольном балансе.

Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot