Рынок алкогольной продукции – это сфера экономических отношений по совершению сделок купли-продажи алкогольной продукции.
Поскольку, товар, обращающийся на данном рынке имеет свою специфику, то и сам рынок приобретает особые черты и параметры взаимодействия его субъектов.
Специфика функционирования рынка алкогольной продукции
Рынок алкогольной продукции обладает рядом специфических характеристик. К ним относятся:
- Стабильность спроса. На алкогольную продукцию наблюдается стабильный спрос. Практически ни один макроэкономический фактор не оказывает серьезного воздействия на уровень спроса.
- Высокая доходность. Производство и реализация алкогольной продукции позволяет получать высокие прибыли за счет того, что производство алкоголя не обладает особой сложностью, не требует применения дорогостоящих технологий. Кроме того, товары-заменители не имеются и, потому, реализация алкоголя дает стабильные высокие доходы.
- Введение акцизов на производство и продажу алкогольной продукции. Это один из методов государственного регулирования данного рынка. Государство определяет виды подакцизных товаров и размеры ставок акцизов.
- Обязательное лицензирование деятельности. выход на рынок алкогольной продукции возможен только после получения лицензии на осуществление производства и реализации алкогольной продукции.
- Реализация директивного управления производством и сбытом алкогольной продукции.
- Ориентация на развитие культуры потребления алкогольной продукции, что ведет к вводу акцизов и необходимости получения лицензии на производство и реализацию алкоголя, для повышения качества алкогольной продукции.
- Высокий уровень конкурентной борьбы во всех сегментах рынка.
- Большая инвестиционная привлекательность данной экономической отрасли.
- Специфика продажи продукции данного вида: запрещена продажа алкоголя несовершеннолетним, в ночное время, товаров, без наличия маркировок, в транспорте, в детских, образовательных, спортивных организациях.
- Двойственность существования данного вида рынка. С одной стороны, производство и реализация алкогольной продукции обеспечивает бюджеты разных уровней доходами (уплата акцизов), а с другой стороны, расширение данного рынка отрицательно сказывается на здоровье и развитии населения, употребляющего алкоголь. Кроме того, чрезмерное употребление алкоголя ведет к разложению личности, развитию асоциальных форм поведения.
- Зависимость объемов производства алкогольной продукции от ставок акцизов.
Институциональная структура рынка алкогольной продукции России
Рынок алкогольной продукции России тесно связан с мировым товарным рынком. Поэтому, его институциональная структура может быть рассмотрена лишь в контексте институциональной структуры мирового рынка алкогольной продукции.
Субъектами рынка алкогольной продукции являются:
- производители товаров, являющихся объектами отношений данного рынка, т. е. организации, предприятия, производящие алкоголь;
- реализаторы алкогольной продукции. это продавцы, занимающиеся реализацией алкоголя. Это могут быть организации разных форм собственности и ИП;
- потребители алкогольной продукции. К ним относятся все лица, приобретающие алкоголь для личного потребления и иных целей. Они формируют спрос на данном рынке и стимулируют производителей алкоголя к принятию решений о объемах его выпуска, видах и т. д.
Следует отметить, что на рынке алкогольной продукции огромное значение отводится органам государственной власти. Они регулируют деятельность данного рынка путем введения акцизов, лицензий, маркировок алкогольной продукции. От органов государственной власти зависят объемы производства алкоголя и возможности выхода производителей на рынок.
Современные проблемы развития рынка алкогольной продукции России
Несмотря на наличие отрицательных аспектов функционирования рынка алкогольной продукции, он занимает важное место в формировании доходной части федерального бюджета.
В настоящее время, выявлен ряд проблем в его состоянии и развитии. К ним относятся:
- Расширение объемов нелегального производства и продажи алкогольной продукции. Это угрожает здоровью граждан и экономической безопасности государства.
- Постоянный рост ставок акцизов, приводящий к сокращению объемов производства и реализации алкогольной продукции, а также, стимулирует развитие нелегальной деятельности в данной сфере.
- Рассогласованность действий всех субъектов рыночных отношений.
- Наличие весомых административных барьеров вступления на рынок. Наблюдает их рост с нарушением единого экономического пространства государства.
- Ведение недобросовестной, безответственной конкурентной борьбы, что снижает защищенность рыночных субъектов.
- Снижение потребления алкогольной продукции. Эта является особенно значимой и актуальной. Она содержит в себе еще одну проблему. Потребление снижается, что приводит к снижению доходов производителей, а следовательно, и доходов бюджета. При этом, казалось бы, что происходит отказ населения от употребления алкоголя, отдача приоритета ведению здорового образа жизни, формируется культура потребления алкоголя, но на самом деле, при проведении глубокого анализа выявляются факты производства, продажи и приобретения нелегальной алкогольной продукции. Таким образом, не происходит получения легальных доходов и не снижается потребление алкоголя гражданами.
- Фрагментированность рынка алкогольной продукции, причем, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. На рынке существует большое количество брендов, что не дает ни одному из производителей занять доминирующую позицию. С одной стороны, это хорошо, так как имеется конкурентная борьба, но такая динамика развития приводит к консолидации производителей разных видов алкоголя, и она уже происходит в ряде отраслей: пивная отрасль, винный сегмент.
- Диспропорциональное установление цен на различные виды алкогольной продукции, что сдерживает рост потребления отдельных видов алкоголя.