Алкогольная продукция – это напитки, которые содержат в своем составе определенную часть этилового спирта.
Алкогольная продукция как объект государственного регулирования
Алкогольная продукция представляет собой специфичный товар. С одной стороны, ее производство образует отдельную отрасль промышленности, которая обеспечивает людей рабочими местами и заработной платой, государство – налоговыми поступлениями, а потребителей – средствами удовлетворения потребностей. Однако с другой стороны, алкоголь оказывает мощное негативное влияние на здоровье человека, общественный порядок.
Во многом из-за наличия подобных противоречий рынок алкогольной продукции (в том числе, вопросы ценообразования) в большинстве стран мира уже с давних времен является объектом государственного регулирования, которое зачастую перерастает в государственную монополию.
Цена на алкогольную продукцию формируется под влиянием большого числа факторов. Это обусловлено тем, что в процесс ее производства вовлечено несколько отраслей. Все начинается с агропромышленного комплекса, которое предоставляет растительную основу для алкогольного напитка. Спирт производят отдельные специализированные предприятия.
Непосредственное изготовление алкоголя из растительной, спиртной, водной и иных основ происходит на ликероводочных, пивных, винных и иных заводах. Затем готовую продукцию сбывают через оптовые и розничные торговые предприятия, которые доставляют ее конечному потребителю.
Каждый из перечисленных субъектов принимает участие в формировании добавленной стоимости алкогольной продукции. Кроме того, свою лепту вносит фактор сезонности, поэтому на рынке алкогольной продукции зимой стоит ожидать подорожания, а летом – удешевления.
Основы государственного регулирования рынка алкогольной продукции
Государство располагает несколькими способами для того, чтобы проводить регулирование рынка алкогольной продукции. В основном их можно поделить на следующие группы методов:
- методы воздействия через государственный сектор – распоряжение уполномоченными органами принадлежащих государству производственных мощностей и контрольных пакетов акций предприятий-производителей алкогольной продукции;
- административные (прямые) методы – установление минимальных цен, а также регулирование экспорта/импорта (посредством таможенных пошлин), квотирование, лицензирование, стандартизация, маркировка, декларирование алкогольной продукции, контроль за ее производством и оборотом;
- экономические (косвенные) методы – разработка и реализация государственной налоговой политики, установление перечня подакцизных алкогольных и спиртосодержащих товаров, установление размера пошлин за предоставление лицензий.
В экспертном сообществе сложился консенсус, что наиболее предпочтительным методом государственного регулирования алкогольного рынка является лицензирование. Это объясняется высокой эффективностью данного метода в плане предупреждения, выявления и пресечения нарушений (в том числе, в сфере ценообразования). С помощью лицензирования алкогольной продукции государство предотвращает нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде и безопасности государства.
Особенности государственного регулирования цен на алкогольную продукцию
В самом общем виде государственное регулирование цен можно представить как деятельность органов государственной власти, которая ориентирована на:
- поддержание определенного уровня и пропорций цен на продукцию, представленную на национальном рынке;
- перераспределение прибыли между различными группами предпринимателей;
- стимулирование структурной перестройки отечественной экономики, секторов промышленности и услуг;
- субсидирование производств социально значимой продукции;
- повышение конкурентоспособности отечественных производителей и их товаров;
- решение социальных задач.
Особенностью алкогольной продукции является неэластичность спроса по цене. Поэтому утверждение законодательных требований об установлении минимальных цен на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, что приводит к повышению среднего уровня рыночных цен, не снижает спрос и потребление, наоборот, увеличивает спрос и потребление, но уже нелегальных некачественных заменителей этой продукции.
Перед тем, как проводить ценовую политику на рынке алкогольной продукции, государство необходимо определиться с теми целями, которое оно стремиться достичь. Это может быть и деалкоголизация населения, и обеспечение стабильно больших налоговых поступлений в бюджет, и защита отечественных производителей алкогольной продукции от зарубежных конкурентов и т.д. Т.е. цель во многом определяет текущую позицию государства в вопросе ценообразования.
Государственная ценовая политика может заключаться:
- в постепенном повышении минимальных цен на все виды алкогольной продукции;
- в повышении импортных пошлин на зарубежную алкогольную продукцию;
- в отмене экспортных пошлин на отечественную алкогольную продукцию;
- в повышении налога на добавленную стоимость и акцизов на алкогольную продукцию и т.д.
В большинстве случаев применяется мера о введении минимальных цен на алкогольную продукцию. Так, в Российской Федерации ее применение объяснялось двумя причинами. Первая причина заключалась в развитии соответствующей отрасли российской экономики и в обеспечении защиты отечественного производителя. Вторая причина заключалась в содействии падения потребительского спроса, что должно было, по идеи законодателей, привести к снижению темпов алкоголизации и оздоровлению населения.