Особенности микроэкономики
Микроэкономика является частью экономической теории. Экономическая теория является наукой, изучающей производственные отношения и законы их развития. Основной предмет экономической теории представлен производственными отношениями.
Микроэкономика исследует поведение людей и групп при производстве, распределении, обмене и потреблении товарами для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.
Потребность представляет собой внутреннее состояние, которое отражает физиологический или психологический дискомфорт от отсутствия чего-либо. Потребность влияет на чувства, мышление и поведение человека.
Экономические потребности являются внутренними побуждающими мотивами для осуществления хозяйственной деятельности.
Хозяйственная деятельность людей является комплексом разнообразных процессов и явлений. В хозяйственной деятельности можно выделить четыре стадии:
- выпуск продукции или производство,
- распределение товаров,
- обмен,
- потребление.
Производство является процессом создания материальных и духовных благ, которые нужны для существования и развития человеческого общества.
Процесс производства является преобразованием веществ природы или ресурсов в готовую продукцию или экономические блага.
Через процесс распределения осуществляется определение доли и количества, в соответствии с которой хозяйственный субъект принимает участие в выпуске продукции.
Обмен продукции является процессом движения товаров или услуг от одного объекта к другому и форма общественной связи производителя и потребителя.
Потребление является процессом использования ресурсов в производственной деятельности для того, чтобы удовлетворять определенные потребности.
Ограниченность ресурсов в микроэкономике можно понимать не только в физическом смысле, но и как невозможность в полной мере удовлетворить потребности всех людей одновременно.
Конкуренцию по использованию ресурсов вызывает их ограниченность. Конкуренция отражает противоречия наличие ресурсов и возможности их использования.
Микроэкономика исследует проблемы на уровне отдельных предприятий, макроэкономика исследует вопросы в общем национальном масштабе.
Основные проблемы микроэкономики
Основные проблемы микроэкономики заключаются в ценах и объемах выпуска, а также потреблении конкретных благ.
Вторая основная проблема микроэкономики заключается в состоянии отдельных рынков. Еще одна проблема микроэкономики - распределение ресурсов между различными целями.
Еще 1 важнейшей проблемой микроэкономики является проблема редкости, то есть невозможности создания полного изобилия, невозможность удовлетворения всех экономических потребностей общества.
Ограниченность чаще всего характеризуется дефицитом временных, денежных и материальных ресурсов. Редкость или ограниченность ресурсов можно считать относительным понятием, поскольку она ограничена только по отношению к потребностям общества.
Также не все ресурсы могут быть ограничены в одинаковой степени. Если бы ресурсы были в изобильном количестве, то человек не стал бы заботиться об их оптимальном распределении, эффективном использовании и экономии. Тогда и не нужна была бы наука микроэкономика.
Ресурсы, которые одинаково свободны и доступны для всех людей, называются экономическими. Они представлены в неограниченном количестве.
Ограниченные ресурсы представляют собой экономические ресурсы, с которыми имеет дело экономическая теория.
Блага представляют собой средства, которые удовлетворяют потребности. Совокупность всех благ можно разделить на материальные, представленные товарами, и нематериальные (услуги). Между собой блага находятся в сложной взаимосвязи.
Некоторые блага взаимозаменяемы, такие блага называют субститутами. Другие блага взаимно дополняют друг другу, то есть являются комплиментами или комплементарными благами.
Примером типичного субститута является масло и маргарин, комплиментами - стул и стол.
Также можно выделить большое количество переходных благ, обладающих разной степенью наполняемости и заменимости, которые не обладают ни абсолютными заменителями, не абсолютными комплиментами.
Экономические блага могут быть косвенными, чаще всего их называют факторами производства. Они служат для создания прямых благ.
Проблема в микроэкономике заключается в том, что человек стоит перед проблемой выбора вариантов, способов и направлений при распределении редких благ в условиях конкуренции.
Проблема экономического выбора состоит в выборе наилучшего варианта использования ограниченных ресурсов, при котором можно достичь максимального удовлетворения потребностей при определённых затратах или определенное удовлетворение потребностей при минимальных затратах.
Цена как проблема микроэкономики
Экономические субъекты, представленные предпринимателями, вкладчиками капитала, фирмами и домашними хозяйствами, особой важностью наделяют категорию цены.
Цена представляет собой категорию, руководствоваться которой могут производителей и потребителей при обеспечении своего личного интереса.
Центральная проблема микроэкономики заключается в анализе факторов, которые влияют на цену товара на соответствующих рынках. В соответствии с концепцией Альфреда Маршалла ценообразующими факторами на рынках является спрос и предложение, а также то, что на них влияет:
- производственные издержки,
- редкие ресурсы,
- полезность блага,
- производственные возможности предприятия,
- интервал времени.
Каждый из этих факторов исследует микроэкономика, именно им посвящена соответствующая часть этой науки.
Микроэкономика рассматривает несколько вопросов или проблем. Первая часть рассматривает закономерности при формировании спроса, тех факторов, которые его определяют, включая полезность.
Вторая часть анализирует предложение и производственные издержки. 3 часть исследует соотношение между спросом и предложением на рынках совершенной и несовершенной конкуренции. 4 часть означает проблемы ценообразования на факторы производства, включающие труд, землю и капитал.